Вадим Рутковский: «Дэдпул» встречает «Затерянного в Кантоне». Чем удивляют кинотеатры
1. «Затерянный в Кантоне»
Вопреки обыкновению, этот экспресс-обзор кинопрокатных новинок начинается с фильма маленького (он даже длится всего 77 минут), рискующего затеряться на бескрайних российских просторах. Попробуем этого не допустить. «Затерянный в Кантоне» (имеется в виду Кантон китайский, то бишь город Гуанчжоу — политический, научно-технический, образовательный, культурный и транспортный центр всего южного Китая, как подсказывает «Википедия») — самая нетрадиционная и экзотическая комедия сезона. Сделал ее шведский режиссер и оператор Монс Монсон — при участии китайского коллеги Ли Хонци (в активе которого есть ни много ни мало «Золотой леопард» Локарно за квазиджармушевскую комедию «Зимние каникулы»), но, не заглянув в титры, о скандинавском происхождении фильма (это копродукция Швеции и Дании) не догадаться. Место действия, как и было сказано, — южный Китай, главный герой — Лебрен, гражданин Демократической Республики Конго, рискнувший использовать родную демократичность с целью личного обогащения: Лебрен пожаловал в славящуюся дешевой рабочей силой КНР за партией футболок для предвыборной кампании в Конго.
То, что из затеи выйдет не прибыль, а провал, очевидно, в общем, сразу, но наблюдать за скитаниями бедного (во всех смыслах) предпринимателя не скучно: фильм заражает какой-то странноватой, блуждающей ухмылкой. Эта зарисовка о маленьких людях на обочине мегаполисов, сделанная с неподдельной теплотой и юмором, перерастает в странную рефлексию о плутовстве и политике, а на поверку еще и оказывается синефильским перевертышем: фильм объездил не один фестиваль документального кино, и российская премьера прошла на «Артдокфесте», но лично я не поручусь, что Монсон соорудил уморительное мокьюментари. В любом случае, это не тот док, что беспристрастно наблюдает за реальностью, это кино режиссирует жизни своих забавных героев и ненавязчиво напоминает, как прозрачны границы между правдой и чистой выдумкой. «Затерянный в Кантоне» — первый прокатный опыт ANT!PODE’а, российской компании-агрегатора мировых прав на игровые, документальные и анимационные фильмы. Выбор неоднозначный: «Затерянного» так просто не порекомендуешь. Я думаю о друзьях школьных и институтских лет: у каждого семья, дети, работа, с кино не связанная. Буду ли я звонить Юре — врачу-урологу, или Максу — зубному технику, или Сашке, который работает в компании Mars, и шуметь в трубку: «Бросайте всё, идите на “Затерянного в Кантоне”»? Нет, конечно; это весьма специфический фильм — чисто киноманская радость. С другой стороны, чертовски круто, что он у нас выходит: его присутствие в репертуаре немного приближает к Европе, где прокат не чурается тихих фестивальных хитов, и всегда, в любую погоду, можно отыскать небольшой и уютный кинозал, где на нормальном большом экране крутят такое неизбитое кино. Одна претензия к прокатчикам: с заголовком явно не парились, дали неточный перевод англоязычного Stranded in Canton, а ведь куда как лучше и актуальнее было бы «В Кантоне на мели»: когда, как не сейчас, показывать комедию о деньгах и их фатальном отсутствии.
2. «Дэдпул»
Дэдпул — близкий родственник «Людей Икс», мутант, подобно Россомахе, прошедший через медные трубы проекта «Оружие Икс», но об этой связи с популярной франшизой задумываться не обязательно: вполне самостоятельная вещь, сама по себе обладающая потенциалом киносериала. Кстати, «Люди Икс» рядом с «Дэдпулом» выглядят детским утренником с веганским меню. Да что там, даже дилогия «Город грехов» кажется продукцией киностудии им. Горького в сравнении с дебютом Тима Миллера (мультипликатора и однофамильца автора Sin City Фрэнка Миллера). Это двухчасовая кровавая баня с саундтреком программы «Вокруг смеха»: у неуязвимого (по сути, вернувшегося с того света) (анти)героя есть еще одно прозвище, Болтливый Наемник, данное за неуемный треп и почти патологическую склонность к шуткам-прибауткам. По «Дэдпулу» легко составить «морфологию волшебного комикса», однако оригинальность ему придает воистину неземной размах зверств, прослоенных юмором: Райан Рейнольдс играет почти что стендапера, только вместо лица — лохмотья и руки по локоть в крови. Своевременно.
3. «И грянул шторм»
А вот спокойный, привычный и честно оглядывающийся на классику Голливуд — приключенческий IMAX-проект, основанный на реальных событиях: в феврале 1952 года, когда мрачнейший ураган, разбушевавшийся на побережье Новой Англии, буквально расколол сразу два нефтяных танкера, скромная спасательная бригада береговой охраны из города Чатам — четверо не самых отчаянных и не слишком-то сильных парней — чудом спасли 32 человека из команды судна «Пендлтон». В «Шторме» (в оригинале название звучит менее однозначно — The Finest Hours, «Лучшие часы») безупречные спецэффекты: смертоносные соленые волны выплескиваются за рамки экрана без 3D. Но люди всё же лучше: Крис Пайн в роли капитана спасательной лодки и Кейси Аффлек в роли инженера танкера, чье хладнокровие помогло продержаться до прибытия помощи. Продержимся и мы.