![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Государство — к ответу. Каннский фестиваль поддержал трудовой народ
![Кадр из фильма «Она»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/34/ff/34ff1236f3899abf2a2fcb9397d2d42c254e0502a49ebdd9876d1f41c193c9c1.jpg)
Антихудожественный свист
Некоторые мои коллеги любят рассказывать в репортажах, как в Канне освистали тот или иной фильм. Тут надо прояснить, что это значит и кто издает свист, точнее, звук «бу-у-у-у». Возмущенный вой на финальных титрах (на моей памяти самый громкий и отвратительный достался «Границам рассвета» Филиппа Гарреля и «Морю деревьев» Гаса Ван Сэнта) — особенность исключительно каннских пресс-показов, где букают критики, преимущественно итальянские (на официальных премьерах и повторах все фильмы собирают аплодисменты разной степени). Эти существа мало похожи на лучших представителей человеческого рода, а самые агрессивные не похожи на людей вовсе — и если на титрах они букают, то во время просмотра пукают, хрюкают, рыкают, короче, издают уйму раздражающих звуков и запахов. Радиус поражения у них, как у атомной бомбы, широк: на фильм «Она» любимейшего Пауля Верхувена я пришел за 40 минут, занял лучшее место в первом ряду, приготовился наслаждаться — но на расстоянии ряда в три, вроде бы не близко, уселся самый паршивый из «букающих» — я называю его «Слизь» за способность забрызгивать окружающих слюной, и его адский смех изрядно подпортил просмотр (пусть этот тип будет козлом отпущения, иначе чем обьяснить, что мастерский драмеди обожаемого режиссера оставил меня настолько равнодушным).
![Кадр из фильма «Неоновый демон»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f9/0f/f90f6a5f33149e634caf625022e203b88565a517cceb11e72f528ba6880f888c.jpg)
Выдавать «бу» шумных идиотов за «в Канне освистали» несколько странно. Вот, говорят, эти создания выказали оглушительное неодобрение «Неоновому демону» Николаса Виндинга Рефна — мне повезло, я смотрел фильм не на пресс-показе и пришел в восторг. Это самый радикальный опыт фестиваля, превращающий в агрессивное, пробирающее до печенок искусство роскошь глянцевых съемок. Героиня Эль Фаннинг — совсем юная модель, делающая первые шаги в лос-анджелесской фэшн-индустрии; ее невинность —- даже больше, чем красота — вызывает не столько ревность и зависть, сколько плотоядное возбуждение окружающих (в «Драйве» Виндинг Рефн играл с детской, природной невинностью киллера, здесь открывает космическую глубину в ледяной синеве модельных глаз). В фильме есть хоть и странный, но четкий сюжет, однако пересказывать его бессмысленно: и ради эффекта непредсказуемости (Виндинг Рефн творит такое, что глазам не веришь), и потому что это сюрреалистическая поэма, страшный, болезненный, мокрый и сексуальный сон, пульсирующий оглушительной электроникой (над саундтреком вновь работал Клифф Мартинез). В моем личном рейтинге главные события фестиваля — American Honey и «Неоновый демон» — просто потому, что эти фильмы смотришь, открыв от удивления рот. Удивительного, вообще, мало.
![Кадр из фильма «American Honey»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/37/dd/37dd72dce104145faeea8ac44dcadaff02eb1516cfcba6ff6899f0f28b5c1237.jpg)
Кстати, председатель жюри Джордж Миллер в интервью высказался примерно так же простодушно: будет, мол, судить, исходя из того, какой фильм останется в памяти. Победил «Я, Даниэль Блейк» Кена Лоуча — Лоуч стал триумфатором во второй раз; первую «Пальму» он получил в 2006-м за «Ветер, который качает вереск», — фильм, который даже не обязательно смотреть, настолько все с ним ясно заранее. Я посмотрел в последний день, на повторе, и сейчас выскажусь, но прежде договорю про «бу». Абсолютным критическим аутсайдером 69-го Канна оказался не «Демон», у которого есть фанаты и кроме меня, а «Персональный покупатель» француза Оливье Ассайяса с американкой Кристен Стюарт; второй (наряду с «Неоновым демоном») фэшн-хоррор конкурса и, как шутят зарубежные товарищи, первый в номинации What the fuck is this? года. Я не очень понял, из-за чего такое возмущение: ок, это, скорее, разочарование, но лучше быть обескураженным, чем усыпленным. А Ассайяс цепляет странностью.
![Кадр из фильма «Персональный покупатель»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5d/28/5d28614330f0574424750e86e362baf0c12f0b8dc02b1bf453136dd0f98f56e6.jpg)
Морин, героиня Кристен Стюарт, работает на условную «Ксению Собчак» — диву по имени Кира, звезду светской хроники, профессиональную благотворительницу: Морин экономит время своей работодательницы на покупках. Помимо хорошего вкуса к платьям, туфлям, сумкам и прочим аксессуарам, Морин обладает паранормальными способностями и общается с духами. Но установить связь с покойным братом Льюисом — он умер три месяца назад от врожденного порока сердца, которым страдает и Морин, — не получается. Такая завязка; впрочем, от вменяемого развития событий Ассайяс бежит — в морок и туман. Зато «Персональный покупатель» предлагает неожиданную форму: это по сути монофильм Стюарт, проводящей две трети экранного времени в iMessage-переписке с неизвестным (возможно, даже не человеком, а привидением). Дать внятную трактовку спиритическим фантазиям Ассайяса сложно, оттого «Покупатель» огреб запредельное «бу» и приз за режиссуру — пополам с «Бакалавриатом» румына Кристиана Мунджу.
![Кадр из фильма «Бакалавриат»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/79/aa/79aa6a0b87bea95f76859a74dff3b87177f9b043a5dd67141d45d202a43a3258.jpg)
Из двух конкурсных румынов я бы выбрал «Сьераневаду» Кристи Пуйю, но фильм Мунджу — о повседневности и морали — тоже очень хорош. А «бу» гроша не стоит; забавнее всего было слышать его во время церемонии награждения, когда получившая «Золотую камеру» за лучший дебют Худа Беньямина (фильм «Божественная», Divines, драйвовая история об арабской девчонке в Париже, зарабатывающей на жизнь торговлей легкой наркотой и влюбленной в белого парня — охранника в супермаркете днем и актера-танцовщика в любительском театре по ночам) слишком увлеклась. Видимо, чтобы остановить затянувшуюся речь, критическое зверье завыло — забыв, что его никто не слышит, ибо критики смотрят церемонию в прямой трансляции, в отдельном зале; войте, сколько влезет.
![Кадр из фильма «Сьераневада»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fc/55/fc5529d3f79627b934cd6407d304366fc8e40cd6b3fa676e99524097fc613484.jpg)
Разговор в пользу бедных
Беньямина заслужила приз уже одной этой речью — с ненормативной лексикой, слезами, хохотом. Не менее значимой, чем фильм «Я, Даниэль Блейк», стала и речь Кена Лоуча на церемонии награждения. Мне обидно за то, что мой любимый фильм American Honey получил только «утешительный» приз жюри, «Водолея», «Демона» или «Сьераневаду» вообще обошли вниманием, а золото досталось картине, герои которой вызвали у меня отвращение, но в решении жюри есть бронебойная логика — поощрить фильм левого толка, снятый 79-летним классиком; использовать самый недемократичный киносмотр планеты как рупор «бедных людей»; выступить против системы государственного давления; поддержать, наконец, умеренный и добротный реализм. На сцене Лоуч выдал целый политический манифест, не поленившись в очередной раз пнуть ненавидимый им неолиберализм, доведший до катастрофы, и заявить, что другой, справедливый мир возможен. Для меня проблема Лоуча в том, что он наивен, верит, будто счастье (как минимум его персонажей) зависит от того, кто победит на выборах; в бедах человека виноваты тори, среда, бюрократическая машина, конфликт с которой доводит до смерти благородного старика Даниэля Блейка. Суть в том, что пожилой плотник Блейк оказывается на грани нищеты из-за того, что проблемы с сердцем не позволяют ему работать, но социальные службы не считают эти проблемы достаточными для пенсионного обеспечения и пускают Блейка по замкнутому кругу бессмысленной бумажной волокиты. Хотя даже не бумажной, а цифровой — одно из мучений Блейка в том, что он не способен заполнить компьютерную анкету, будучи «человеком карандаша».
![Кадр из фильма «Я, Даниэль Блэк»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/06/fe/06fe17e60a2c95976d3c9a0285f67b67fcb646c5a6d660226ed20a4176ef94c0.jpg)
Не знаю, как вы, а я не могу сочувствовать человеку, который не способен справиться с тем, на что способен ребенок; представляю, как Лоуч и его постоянный сценарист Пол Лэверти радовались такой находке, но, по мне, в ней есть чудовищная фальшь. Энергии Блейку, кстати, не занимать, мог бы не отказываться от работы (которую ему предлагает вполне достойный прораб), во всяком случае, он без устали нянчится с другой «униженной и оскорбленной», соседкой, безработной матерью двоих детей, прижитых от явно разных отцов, только что переехавшей в социальную трущобу из клетки в социальном хостеле. Да, в финале Лоуч почти в традициях социально обличительной литературы ХIX века толкнет эту несчастную героиню на панель — вот, право, не знаю, кто польстится на ее кислое измученное лицо. Кстати, интересно, попросит ли Лоуч пустить икру с вечеринки закрытия на благотворительные нужды, а то он так переживает, что его герои голодают, сидя без витаминов на благотворительных подачках государства. Почти каждый фильм Лоуча попадает в каннский конкурс; этому повезло и из-за стариковского остервенения, и из-за отсутствия хеппи-энда, и из-за духа времени — с витающей в воздухе агрессией, напряжением, недоверием к госслужбам, выливающимся то тут, то там в акции протеста.
![Кадр из фильма «Это всего лишь конец света»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c2/27/c227659fa15706354982ec9ca5a361221325a0dea88476b2a92c96ab759a2b03.jpg)
Вообще же решения жюри трудно назвать нерациональными: «Золотую пальмовую ветвь» Лоуча уравновесили Гран-при 27-летнему канадцу Ксавье Долану: в своей экранизации пьесы Жан-Люка Лагарса «Это всего лишь конец света» он одержим только частной жизнью, политика — вне Долана (или Долан — вне политики). Зато он так трогательно — почти как школьник из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — предвкушает собственную смерть (перенося ее на героя — альтер эго) и фантазирует, как все заплачут. Ну, а пока он сам, получая приз, расплакался от счастья.
![Кадр из фильма «Мама Роза»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ea/9d/ea9d97312ea5e03298d9a990f282c2982edfedb8e393fb9d67d93f59643d3ab6.jpg)
Награда за женскую роль — в условиях серьезнейшей конкуренции — досталась филиппинской актрисе Жаклин Жозе, «Маме Розе» из одноименного фильма. Приз за мужскую роль — при явной нехватке претендентов — иранскому актеру Шахабу Хоссейни из «Коммивояжера». Правда, герой фильма никакой не коммивояжер, а учитель, вместе с женой участвующий в театральной постановке «Смерти коммивояжера». Вымученное какое-то название — как и весь фильм, принесший, однако, режиссеру Асгару Фархади награду за лучший сценарий. Потому что про отношения и вроде как с неожиданного ракурса: пара, вынужденная покинуть находящийся в аварийном состоянии дом, переезжает в квартиру, где прежде жила дама легкого поведения (соседи точно в этом уверены), вторжение одного из ее возможных клиентов приводит к физической и эмоциональной травме «жены коммивояжера», что подвергает отношения супругов серьезному испытанию.
![Кадр из фильма «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/71/2d/712dc6a91f3a7d9baaf885bc5503fc1af6190b91458f33d578df6b2449d86ee8.jpg)
С чистого листа
Вот мы строим прогнозы, кто что получит, исходя из собственных вкусов и представлений о прекрасном, но забываем про одну простую вещь: для большинства членов жюри это фильмы-незнакомцы, об авторах которых они ничего не знают. Даже если это крупные авторы. Зато в «Особом взгляде» и жюри, и пресса примерно в равном положении: здесь много дебютов и неожиданностей. Жюри Марте Келлер продемонстрировало безупречно мещанский вкус, наградив финскую картину, дебют Юхо Куосманена «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки». Показанная в предпоследний день конкурса ретроистория основана на реальной биографии боксера-неудачника, который проиграл свой матч века, потому что влюбился. Нет, ничего плохого об этом фильме сказать нельзя, он довольно элегантно снят на черно-белую 16-миллиметровую пленку (которая, конечно, все равно оцифрована, так что все усилия немного зря), он обаятельный, забавный, но я, убей Бог, не мог понять, какого черта я трачу 90 минут жизни на жизнеописание какой-то мякоти, овоща, слабака, даром что боксера. И как всерьез можно сопереживать проблеме сброса нескольких килограммов, чтобы попасть в нужную весовую категорию. Считайте, что я испорчен Голливудом, который приучил смотреть фильмы о героях, ориентированных на победу. Но подозреваю, что жюри выбрало компромиссный диетический вариант. Фильм про Олли Мяки стал единственным, на котором я пару раз отключался — и видел во сне цветные эпизоды, отсутствующие в реальности.