Почему в Пенсионном фонде не хватает денег

Минэкономразвития предложило новую схему «налогового маневра 21 на 21». Сейчас в России ставка НДС 18%, ставка страховых взносов 30%. Предполагается, что они станут одинаковыми: 21%

Министр финансов Антон Силуанов поддержал идею, но предложил установить обе ставки на уровне 22%.

Министр труда Максим Топилин не согласился: по его мнению, страховые взносы необходимо увеличивать, а не уменьшать. У Пенсионного фонда и так дефицит: в 2015 году его доходы от страховых взносов составили 3878,7 млрд рублей, а расходы 7670,3 млрд рублей. Недостающие 3 триллиона взяли из федерального бюджета. Почему в Пенсионном фонде возникает такая дыра?

Средняя заработная плата в 2015 году составила 34 тысячи рублей, в средняя пенсия — 12 тысяч. На одного пенсионера приходится всего 1,6 занятых в экономике. Казалось бы, при ставке взносов в Пенсионный фонд в 22% система должна быть сбалансирована (34 000 * 1,6 * 0,22 = 12 000).

[blockquote]Неужели в правительстве кто-то верит, что причина экономического кризиса — в размере налоговых ставок?[/blockquote]

Но 70% работающих граждан получают заработную плату меньше средней. Медианная, то есть наиболее часто встречающаяся заработная плата составила в 2015 году всего 23 тысячи рублей. При этом в сегменте высоких зарплат ставка страховых взносов носит регрессивный характер: на зарплаты выше 66 тысяч рублей она составляет всего 10%.

В результате размер пенсии от заработной платы — всего 35%. В странах с развитой экономикой она в два раза больше: в Австрии — 80%, в Италии — 68%, в Польше — 61%.

Что произойдет с бюджетом, если правительство реализует маневр «22 на 22»

В 2015 году совокупные сборы от страховых взносов составили, по данным Минфина, 5949 млрд рублей. Если ставка уменьшится до 22%, а собираемость останется на прежнем уровне, в 2017 году сумма сборов составит 4362 млрд рублей.

При существующей ставке в 18 % сборы НДС составляют 4234 млрд рублей, при новой (при прочих равных) — 5174 млрд рублей.

Таким образом, на страховых взносах бюджет потеряет 1,5 трлн рублей, а на НДС заработает 940 миллиардов. Увеличение НДС не компенсирует дефицит социальных фондов.

Можно было бы предположить, что уменьшение ставки социальных взносов увеличит желание их платить. И действительно, при ставке налога на прибыль организаций в 20% и страховых взносов на зарплату в 30%, как сейчас, существует мотивация признать повышенную прибыль, а затем уже платить наемным работникам зарплату в конвертах.

Но точно так же и увеличение НДС может активизировать схемы по уклонению от его уплаты. И нельзя забывать про негативное влияние повышения НДС на уровень инфляции, которая может сильно уменьшить покупательную способность пенсий при формальном выполнении государством своих обязательств.

Возможно, бюджету поможет увеличение НДФЛ?

При текущей ставке в 13% налоговая служба собирает в год 2 808 млрд рублей. Минфин, Минэкономразвития и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина неоднократно предлагали новую ставку в 15%, которая по аналогии с предыдущими расчетами принесла бы в бюджет уже 240 млрд рублей. Но даже в этом случае оставался бы дефицит: 1500 – 940 – 432 = 128 млрд рублей.

Проблемы, которые не решит налоговый маневр

Цель реформы — поддержать бизнес за счет населения. Но неужели в правительстве кто-то реально верит, что причина экономического кризиса — в размере налоговых ставок? Где они нашли предпринимателей, которые отказались вести в России бизнес из-за высоких налогов?

На самом деле в России — одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. У нас размер консолидированного бюджета, то есть включающего в себя все расходы государства, — 27 трлн рублей. Из них 5 трлн рублей приходится на налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на вывоз сырья, которые по сути являются природной рентой, а не налогами. Таким образом, доля налогов и страховых взносов в ВВП (85 трлн) составляет всего 26% (22/85). Для сравнения: в Дании – 48,6%, во Франции – 45%, в Бельгии – 44,6%. В среднем по ОЭСР – 34,1%. При этом в России даже нет пособий по безработице, сравнимых с прожиточным минимумом, в отличие от перечисленных европейских стран.

[blockquote]Будем надеяться, министры и сами понимают: без политических реформ ни одно их предложение не будет работать[/blockquote]

Но налоговая нагрузка — не главное препятствие для развития бизнеса в России. Вот топ проблем, если судить по исследованию экспертов Давоса.

1. Нехватка квалифицированных кадров. Квалифицированные предпочитают уехать за границу, где выше зарплаты и больше свобод.

2. Бюрократия и проблемы госрегулирования. Отсутствие политической конкуренции наполняет властную вертикаль лояльными, а не профессиональным кадрами.

3. Макроэкономическая нестабильность. При монополизации экономики невозможно создавать качественные товары для обмена с внешним миром. Если то, что ты делаешь, никому не нужно, курс твоей валюты падает.

4. Недоступность финансирования. Банки не дают деньги реальному бизнесу, потому что не верят в конкурентоспособность российской экономики, и завышают ставки по кредитам, закладывая в них возможные риски.

Очевидно, что «налоговый маневр 22 на 22» не решит этих проблем и драйверы экономического роста необходимо искать в совершенно других сферах. Необходимо возвращать политическую конкуренцию, бороться с коррупцией, реформировать институты. И будем надеяться, такие откровенно непросчитанные идеи появляются у правительства именно потому, что министры и сами понимают: без политических реформ ни одно их предложение все равно не будет работать.