Стоит ли бояться?

Инна Конаныхина: Мне бы хотелось обратиться к родителям особенных детей и посоветовать им признавать эти особенности. Потому что уход от проблемы и позиция «нет, у нас все нормально» не облегчает ребенку жизнь, а наоборот, мешает ему развиваться. Любая особенность — это не хорошо и не плохо, это просто немного другой путь. Но если родители не признают этого пути, то ребенок лишается возможности социализироваться и получить квалифицированную помощь, поддержку и признание. Чем раньше произойдет диагностика, тем проще будет ребенку. Главное — не уходить от проблемы.

Сейчас в нашем обществе леворукость не считается отклонением. Это просто то, что признают за человеком, и никто это не осуждает. Точно так же стоит признавать и другие особенности. Не нужно сразу думать: «Мой ребенок не такой, как все. Все плохо». Это не так. С любым заболеванием можно научиться работать, жить и быть полноценной частью социума.

Родителям в момент принятия особенности своего ребенка очень важна поддержка. Я советую им обратиться к хорошим специалистам и прочитать побольше качественной литературы о заболевании, не доверяя непроверенным источникам в интернете. Часто бывает, что на одних сайтах пишут: «Жизнь кончена, ваш ребенок ничего не сможет», а на других: «Ой, да подумаешь, мой ребенок тоже только в шесть лет заговорил». Не нужно впадать в крайности, необходимо найти золотую середину.

Почему мы работаем с особенными детьми?

Максим Натапов: В One! International School мы создаем условия интегрированности. Для нас это часть социальной ответственности — мы хотим работать с разными детьми, готовы помогать им на всех этапах, а также создавать рабочие места для взрослых с особенностями. Мы хотим, чтобы в каждой нашей группе был один инклюзивный ребенок. Это формирует более правильную модель мира, помогает нашим воспитанникам вырасти людьми, способными сопереживать, знающими, что такое эмпатия, готовыми принять других людей и отнестись к ним с пониманием и вниманием. А особенным детям это помогает вырасти не изолированными от общества, а включенными в него.

Как говорить со своим ребенком о детях с особенностями?

Инна Конаныхина: Зачастую наши дети оказываются толерантнее нас самих. Когда особенный ребенок приходит в группу, дети относятся к нему с большим любопытством и начинают задавать вопросы: «А что с ним такое?», «Почему он так себя ведет?», «Почему он так выглядит?» Это мы, взрослые люди, делаем вид, что не обращаем внимания на человека на коляске или на человека, чье поведение кажется нам «не таким». Дети не боятся спрашивать. Мы рассказываем им, что все мы разные. Но этот человек, который пришел к нам в группу, точно так же хочет с нами дружить и общаться. Этого детям достаточно, они прекрасно все понимают и начинают сами помогать такому ребенку и дружить с ним.

Обратная сторона — это родители обычных детей. Все мы ориентированы на толерантность, но как будто бы не здесь и не сейчас. На появление непохожего на других ребенка некоторые родители реагируют так: «Я без претензий, но...» Отличия и особенности не должны разъединять нас — именно взрослым стоит пересмотреть свой взгляд на ситуацию и подать пример своим детям.