Свадьба как перформанс: Наринэ Аракелян и Данила Поляков «поженились» в Венеции
Венецианский дебют Наринэ Аракелян — темной лошадки российской арт-сцены — был впечатляющим. В перформансе L’Illusion du Mariage кроме самой художницы приняли участие оперные певицы Юлия Герцева и Ника Ли, модель и художник Данила Поляков, актеры Егор Корешков и Максим Матвеев, хореограф Владимир Варнава и пара десятков ассистентов. Более 250 гостей из разных стран, а также журналисты из Corriere della Sera и итальянского Vogue пришли посмотреть на «русскую свадьбу». Ритуал, который для наших соотечественников выглядит сколь желанным, столь же и пугающим, команда Аракелян, творческое объединение Laboratory ABC и куратор Антон Левахин превратили в неоромантическое представление. «Возможность стать единым целым с другим человеком построена на иллюзии: мы думаем, что знаем партнера, однако на самом деле мы его выдумываем», — прокомментировала художница смысл своего проекта.
На первом этаже здания скуолы (дома братства) Сан-Рокко, известном на весь мир росписями Тинторетто от пола до потолка, установили гигантский экран, на котором до начала действия демонстрировали процесс одевания невесты. Роль невесты досталась одновременно и Аракелян, и Даниле Полякову, который на видео крутился на вращающемся подиуме с вырезанным из фанеры словом «Любовь» — в последнее время эта поделка фигурирует в каждой второй свадебной фотосессии. Но вот экран погас, и буквально из воздуха материализовался Поляков собственной персоной, в коконе из тюля, как невеста в XIX веке. Взбегая по парадной лестнице на второй этаж особняка, он на ходу терял свое ритуальное одеяние — на ступени летели фата, кружева, в какой-то момент с его головы упала огромная белая коса. Метафору поняли все: брачная церемония, о которой многие женщины мечтают куда больше, чем об обретении нового юридического статуса, — это морально устаревшая последовательность странных действий, в наше время напоминающая хеппенинг или спектакль.
Гости бросились вдогонку за «невестой», свадебный кокон которой уменьшался на глазах. Наверху в бальном зале их ждала солистка Мариинки Юлия Герцева. Под пение Герцевой появились Данила Поляков и Наринэ Аракелян: взъерошенные, босые, в грубых серых ночных рубашках, они олицетворяли состояние женщины после брака, которой предстоит нести ношу семейного быта, как обещала, до гроба. Резко контрастировали с перформерами ассистенты, которые устроили шествие с огромными бело-золотыми полотнами с вышитыми на них словами Love и Hope. Они несли эти полотна, постепенно сжимая кольцо вокруг зрителей, обступивших певицу и молодоженов — дескать, хоть тяготы быта не за горами, брачный спектакль продолжается. Впрочем, Аракелян позже прокомментировала эту часть перформанса так: «Приглашенные смыкались в некий круг любви, который символизировал особое единение людей и прикосновение к традиции. На мой взгляд, это своеобразное напоминание о том, что мы еще живы, что мы еще любим, готовы создавать прекрасные пары и помнить об истинности жизни».