Холодное лето в дачном поселке

Поселок «Речник» находится в московском районе Крылатское. С востока — канал имени Москвы, с запада — грунтовка, за грунтовкой бетонный забор гольф-клуба с колючей проволокой.

В самом «Речнике», пережившем борьбу с мэрией, полно табличек и заборов. Они защищают владельцев от посягательств: «парковаться запрещено», «не влезай — убьет», «решения суда нет!» На единственном въезде в поселок стоит будка, стекло будки исписано словом «Иуды!» Внутри пусто. Шлагбаум поднят.

Местные жители теперь воюют не с мэрией, а друг с другом. Власти в непризнанном поселке сейчас нет. Костяк местных активистов-старожилов считает действующее правление рейдерами, которые пытаются заселить поселок олигархами.

«В поселке происходят поджоги домов, избивают несогласных, отнимают участки у простых людей», — рассказывали они на пресс-конференции полгода назад.

 Фото: Игорь Залюбовин
Фото: Игорь Залюбовин

В начале июня в «Речнике» прошли обыски. Арестован председатель правления Дмитрий Егоров, которого подозревают в махинациях с членскими взносами.

Активисты проводят собрания почти каждую неделю. Они обсуждают, как узаконить поселок, стать нормальной административной единицей и победить тех, кого они считают жуликами.

Полвека вне закона

В 1956 году работники Канала им. Москвы организовали садовое товарищество на 30 гектарах прибрежной территории. Капитальное строительство там запрещалось.

По генплану реконструкции Москвы, территория предназначалась «под устройство водохранилища, гребного канала и других сооружений для организации зоны массового отдыха населения». В 1958 году Моссовет нашел там 50 незаконно возведенных дачных домиков и попросил Кунцевский райисполком снести их вместе с садами. Чуть позже в Моссовете решили сады не трогать, но строить что-либо и делить территории на участки запретили. Однако поселок продолжал расти. В 1960 году он вошел в черту города.

Карточки БТИ (специальный документ с планом участка и построек. — Прим. ред.) оформили им в середине семидесятых. Каждый участок закрепили за конкретным жителем. БТИ описало участки и постройки, возведенные на них, но в отчете специалисты указали, что возведены они незаконно. На этом БТИ посчитало работу выполненной.

Местные жители рассказывают, что все это время они спокойно жили и строились. Бывший сотрудник МУРа Сергей Валентинович вспоминает, как строил здесь дачный домик, который стоит до сих пор:

— Все строились тогда спокойно, никто нам ничего не говорил. Доски где-то по шабашке взял, домик поставили. Тогда время такое было, мы не понимали, — какой там самозахват? Хотя я милиционер, в общем-то, юрист.

Второй раз на «Речник» обратили внимание перед Олимпиадой-80. Вовсю шла стройка Гребного канала, когда в поселок приехал член Политбюро Кириленко. Местные помнят этот визит — Кириленко пролетел на черной Волге через поселок, развернулся обратно и уехал. Вскоре жители «Речника» узнали: сносить их не будут.

— По слухам, Брежнев распорядился: «Не трогать мужиков. Пусть иностранцы приедут на Олимпиаду и посмотрят, как у нас обычные люди живут», — рассказывает Сергей Валентинович.

В 1983 году Моссовет вынес еще одно постановление о сносе, но по непонятным причинам ничего не произошло. О «Речнике» как будто забыли.

В 90-е в садовое товарищество стали входить люди с деньгами — и рядом с каркасно-щитовыми домиками дачников там стали расти первые особняки.

В 1998 году территорию поселка включили в состав парка «Москворецкий». Местные жители и до, и после включения пытались оформить в собственность строения и землю под своими дачами, но им отказывали раз за разом. Еще семь лет они жили тихо.

Стереть «Речник» с лица земли

В августе 2005 года тогдашний замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что 400 домов в поселке «Речник» мешают чистке русла реки. Чистить русло, уверял Митволь, требуется методом «большой воды» — это когда открывают шлюзы, и донные отложения смывает сильным потоком воды. Но тогда могло бы смыть и дома.

Это назвали дачной войной. Митволь добился сноса дачного поселка «Пятница» на Волоколамском шоссе, но с «Речником» все оказалось сложнее.

В начале 2006 года Митволь обратился в прокуратуру Москвы с требованием проверить законность возведения в поселке 400 домов.

— Владельцы этих коттеджей оперируют документами полувековой давности, когда на месте их усадеб были сады. Но одно дело старый яблоневый сад, а другое дело — коттеджи, — заявил Олег Митволь.

Олег Митволь и Юрий Лужков боролись с «Речником» 5 лет. Активная фаза началась в мае 2007 года. 11 мая прокуратура направила в суд иск с требованием сноса строений в «Речнике». 18 мая в поселке отключили электричество, через два дня — водоснабжение. В начале июля 2007 года Кунцевский суд Москвы удовлетворил иск.

Следующие два года жители «Речника» безуспешно пытались узаконить свой поселок. Но даже закон о дачной амнистии, вступивший в силу в 2006 году, не дал им возможности легализоваться. В суде говорили, что земли, принадлежащие на тот момент каналу имени Москвы, не подлежат передаче в частную собственность.

В 2009 году часть земли передали в федеральную собственность, а Юрий Лужков подписал распоряжение о создании на территории «Речника» парковой зоны. Жители «Речника» пытались доказать свои права на собственность, но суд отказывал им по причине того, что на территории парка не может быть жилых домов.

3 декабря 2009 года на заборах дачников развесили объявления «Въезд закрыт в связи с подготовкой к сносу». Тогда же к поселку приехали тягачи с техникой и автобус с людьми в униформе «Мосводоканала». В ответ местные жители организовали круглосуточное дежурство сменами по 100 человек и заблокировали автомобилями подъезд к поселку.

Фото: Григорий Собченко/Коммерсантъ
Фото: Григорий Собченко/Коммерсантъ

Борьба продолжалась месяц. Даже в Новый год жители несли дежурство.

Ночью 21 января в поселок приехали 150 милиционеров, омоновцев и подразделение физподдержки ФССП. Стоял двадцатиградусный мороз. Снесли первый дом — Бориса Пискунова. Незадолго до того он пытался проехать на территорию на грузовике, чтобы забрать свои вещи. Грузовик на территорию не пустили. По словам Пискунова, во время сноса пропали драгоценности и миллион рублей наличными.

— Мы, разумеется, знали, что будет проходить снос. Были решения суда на руках у людей. Но мы не думали, что это сделают в такой мороз, — рассказывает местный житель Аркадий.

Под утро началась потасовка. Трое жителей поселка попали в больницу с травмами. 15 участников задержали, в том числе лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова и лидера «Славянского союза» Дмитрия Демушкина.

Оружием власти была спецтехника, местные надеялись только на себя и журналистов. Аркадий отогревал камеры (они отключаются на морозе) в своей машине. Чтобы дома не снесли по ошибке, жители «Речника» писали на заборах «Нет решения суда».

За пять дней снесли 8 домов, собирались снести еще 29. На остальные не успели выписать предписаний. 1 февраля наступило затишье. Спецтехника отправилась на стоянку неподалеку.

4 февраля президент Медведев поручил Генеральной прокуратуре проверить соблюдение прав жителей поселка «Речник» и обоснованность сноса домов, а также обратил внимание на «недопустимость превращения решения подобных вопросов в некую кампанию». Была создана межведомственная комиссия, результаты расследования не обнародованы до сих пор.

Снос заморозили, техника и приставы уехали через несколько дней. Больше они в поселок не возвращались.

Энергичные молодые люди

В июне 2011 года в поселке появился импозантный человек. Его звали Сергей Эфрос. Местные жители его не знали. Гражданин США, председатель Скакового союза, любитель лошадей, он купил в поселке три сотки. 18 июня в «Речнике» прошло собрание, на котором его выбрали председателем правления.

Адвокат «Речника» Людмила Голосова назвала эту ситуацию рейдерским захватом. Она обвинила правление, что выборы прошли с нарушениями, а явку обеспечили за счет фальшивых членов «Речника» с липовыми доверенностями. Людей якобы привез оппозиционер Сергей Удальцов, ранее активно принимавший участие в протесте.

Вместе с Эфросом в правление выбрали 18 человек, в совокупности владеющих 80 участками. Один из членов правления Юрий Кладов отметил в интервью, что люди, у которых больше земли, будут с большим рвением отстаивать поселок.

После этого в поселке стали гореть дома и появляться новые и новые постройки.

Кому и зачем это было нужно, не установлено до сих пор.

В поселке между тем началась смута. Активист инициативной группы жителей, выступивших против нового председателя, Людмила Гайдук рассказывала, что печати юридического лица у Эфроса не было и никаких решений его правление принять не могло.

— До 2011 года они были у меня. Мне их передал последний председатель Артеменко. Дальше я по акту передала их бывшему председателю Гурлыниной, Гурлынина (ушла с поста в 2011 году. — Прим. ред.) — Мархинину, которого в 2014 году садоводы выбрали председателем. То есть у них никогда свидетельства на руках не было.

Суд не вставал ни на чью сторону и отменял решения и того, и другого правления.

Большинство местных жителей не выступали активно ни за ту, ни за другую сторону. Одна из жительниц поселка рассказала «Снобу», что это была война двух кланов «речников» — новых и старых.

— Старожилы традиционно не любят новых. Это же обычное социальное расслоение, богатые против бедных, молодые против старых, понимаете? Ну был Эфрос, но толком он ничего не сделал, как был — так и сплыл.

Эфрос продержался у власти два года. В 2013 году суд снял его с должности председателя. Долю в поселке он продал.

Тогда же в поселке появился еще один энергичный человек, бывший чиновник Росимущества Дмитрий Егоров. По собственным словам, он владел долей в «Речнике» с 2006 года, но до 2013 Егоров никак не участвовал в жизни поселка.

В 2013-м, после того как сняли Эфроса, Егорова выбрали председателем. Против него выступила группа активистов. Та же, что против Эфроса. Егорова также обвинили в рейдерском захвате и в том, что он возглавил «Речник» опять же помощью Сергея Удальцова.

— Мой сын заснял на видео, как приехали автобусы с якобы «речниками», а потом им раздавали деньги, — рассказывала бывшая местная жительница Людмила Роман.

После этого на одном из собраний Роман исключили из СНП «Речник». В дальнейшем без участков останутся еще как минимум пять человек.

7 лет после войны

Июль 2017 года. Очередное субботнее собрание только закончилось. Мимо активистов идет пожилая женщина.

— Вы-то что не участвуете? — спрашивают ее. — Подожгут вам дом или выкинут просто из членов СНТ.

— А мне нечего бояться! Мой отец основывал «Речник», — говорит она и идет дальше.

Фото: Игорь Залюбовин
Фото: Игорь Залюбовин

На стекле будки на въезде вывешены сканы обращений в СК и ответы оттуда. Около будки в группе активистов, выступающих против Егорова и новых жителей «Речника», стоят Евгений Кривуля и Олег Карпов. Сейчас обязанности председателя выполняет некая Анна, связаться с ней не удалось. Удалось лишь узнать, что Анна работает управляющим в фирме одного из жителей «Речника».

— Этот, который пиписьки искал в сторублевке, — не может вспомнить Кривуля, пенсионер с длинными седыми волосами и бородой, фамилию депутата ЛДПР Романа Худякова. — Тоже у нас записан. Помимо Худякова в разное время среди жителей «Речника» находили его коллегу Дмитрия Свищева и сенатора Умара Джабраилова.

— Евгений Васильевич, ну кому это интересно, — урезонивает его Карпов, высокий мужчина за пятьдесят.

— Вы только поймите, это не поселок олигархов. Есть здесь, конечно, и богатые, но это из-за таких, как Егоров, — добавляет Кривуля.

У Кривули больше нет дома в «Речнике». Согласно протоколу одного из собраний, Кривулю исключили за то, что он не уплачивал взносы. Сам Кривуля говорит, что был на этом собрании и ничего подобного там не происходило. Его слова подтверждает Олег Карпов. По словам Карпова, он сам обнаружил еще несколько таких случаев — людей исключали по поддельным документам. Как говорит Карпов, по той же схеме правление забрало участок местного жителя Сутырина, который сейчас огорожен забором. Или соседний с ним участок Халимонова — его переписали на одного из членов правления. Соседний с Халимоновым — участок Кривули. Рядом с участком, где жил Кривуля, живет Олег Карпов.

Фото: Игорь Залюбовин
Фото: Игорь Залюбовин

Вечером 13 декабря 2016 года он подъехал к своему дому в Строгино, вышел из машины, и его ударили по голове. Били тупым тяжелым предметом, много раз. Сломали нос, глазницу. Напоследок не установленный следствием мужчина сказал: «Мы всех вас сломаем через колено, понял!»

Карпов пролежал в больнице пару недель, ему сделали операцию. Но он продолжает задавать вопросы и защищать соседей.

Председатель Егоров со СМИ не общается.

— Приезжали журналисты с «России», хотели с ним поговорить. Он вышел, обложил их матом и ушел. А репортаж о нем в итоге не вышел, — говорит Карпов. По мнению активистов — из-за его связей.

23 июля в поселок нагрянули следователи. Они изъяли все документы правления и увезли на допрос членов правления.

— 50 человек из СК приехали, — говорит Олег Карпов. — Вы когда-нибудь слышали, чтобы в поселок заходили толпы следователей с понятыми сразу и обыскивали все дома?

Сейчас Егорова обвиняют в хищении членских взносов жителей «Речника». Он находится под домашним арестом уже два месяца.

Местные жители готовят очередные иски в суд. Они уже не очень надеются, что их дома и дачи признают законными, но бороться продолжают.