Семья Владимира Клавихо-Телепнева живет в самом центре Москвы, в доме рядом с консерваторией. Поэтому гулять с детьми родители чаще всего ходят в Александровский сад, к кремлевским стенам. Во время одной из таких прогулок и родилась идея проекта — показать Кремль, увиденный незамутненным детским взглядом.

 

В поисках «детского взгляда» Клавихо-Телепнев решил при съемках Кремля полностью игнорировать советский период. «Я пытаюсь представить, — говорит он, — что было бы, не случись революции, и протягиваю ниточки из того, дореволюционного, времени в наше».

Под стать идее и художественное воплощение: Клавихо стремится, чтобы фотографии воспринимались как кадры из фильма, сюжет которого зритель достраивает для себя сам. На вопрос, какая литература могла бы лечь в основу такого сценария, художник отвечает: Даниил Хармс. «В отношении Кремля напрашивается литература, ломающая пространство, разрушающая представление о ровной глади. Этим я сейчас и занят, разрушением того пространства, которое мне предлагают».

Пока сделано не так много фотографий. Однако Клавихо-Телепнев уже поднимался на колокольню Ивана Великого, и оттуда ему открылся не просто интересный вид, главное — это был вид звучащий.

 

 

 

Помимо необходимости каждый раз получать разрешение на съемки есть и другая проблема — в Кремле не хватает персонажей, признался фотограф проекту «Сноб». Туристов много, но это не совсем то, что нужно. Возникает законный вопрос: не было ли мысли снять Кремль так же, как когда-то Белград? Тогда Клавихо-Телепнев хотел поехать в сербскую столицу и сам, по старой репортерской привычке, запечатлеть последствия натовских бомбардировок. Но потом пришла более оригинальная мысль — сделать портреты людей, которые бы просто с особой экспрессией произносили перед камерой какую-то из букв, составляющих слово «Белград». Были приглашены Федор Бондарчук, Татьяна Друбич, Александр Ф. Скляр, Гарик Сукачев... В самом деле, как бы выглядел «Необычный Кремль», если построить его по тому же принципу? У фотографа сразу же возникла идея.

 

Сейчас, впрочем, он не собирается приглашать для съемок в проекте знаменитостей. «В пропорциях Кремля фигурка человека неизбежно оказывается равной муравью. Я-то готов снимать наших звезд в таком виде. Потом будет забавно вспоминать, что вон тот коротышка — это была, допустим, Рената Литвинова или Федя Бондарчук. Но если серьезно, то, конечно, нет — никого из них здесь не будет».

Другое дело — будущие проекты, которые пока только в планах. Их немало. Например, Клавихо-Телепнев хочет снять богато костюмированную серию «Былины и сказки». Закончить серию фотографий по любимой книге «Алиса в стране чудес». И наконец-то найти желающих для участия в так и неосуществленном замысле под названием «Волейбол». «Я хотел снять продолжение своего "Сталинского ампира", — рассказывает Владимир. — Помните станции метро "Динамо" или "Парк культуры" с их странными фигурами и барельефами каких-то полубогов-полуспортсменов? Вот этих нивелированных богов я и хотел изобразить играющими в волейбол. Раньше спортсмены все были такие — коренастые, приземистые, люди из народа, как говорится. А мне представлялись длинноногие полуобнаженные красавицы, плавно перебрасывающие мяч через сетку в зале, чем-то напоминающем интерьеры гостиницы "Украина". Я пытался связаться с нашими спортсменами, но они меня не поняли. Даже немного напряглись. Так что теперь придется искать других персонажей. Не спортсменов, наверное».

Что же касается Кремля, то в завершенном виде Клавихо-Телепнев видит проект так: «С журналами я уже давно перестал работать и поэтому сейчас стараюсь мыслить альбомно. То есть на момент окончания какого-либо замысла он должен быть полностью готов для публикации в виде иллюстрированного издания. Думаю, если все будет хорошо, то к концу года новый альбом будет закончен. Интерес к какой-то новой теме у меня возникает быстро, но и довести до конца я стараюсь все побыстрее, замкнуть, завершить окружность. Долгие проекты я не люблю».

 

Павел Рыбкин