Сергей Николаевич: Три карты. Выставка в шереметьевском дворце
Пересмотрите все мое добро.
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла.
Марина Цветаева
Cчитается, что с этой дамой лучше не связываться. Она всегда будет мешать, строить козни, путать планы. И в этот раз она тоже была верна себе: уже приехали телевизионщики, набежали журналисты, а сотрудники Шереметевского дворца (Фонтанного дома) продолжали что-то устанавливать и прибивать, готовясь к открытию выставки «Серебро и золото Пиковой дамы» в рамках VI фестиваля искусств «Дягилев. P. S.».
Невидимая тень пушкинской графини, а точнее, ее прототипа, княгини Натальи Петровны Голицыной, вольготно обосновалась в покоях, которые ей были хорошо известны. Ведь она была дружна с дочерью хозяев Анной Петровной Шереметевой и даже какое-то время жила здесь, вернувшись в 1780 году из дальних странствий. По словам руководителя проекта Натальи Метелицы, эта выставка была задумана как музейный спектакль, в котором должны были сойтись и редкие исторические экспонаты, и музыка, и кино, и живопись. Не говоря уже о золоте и серебре самой княгини Голицыной, щедро представленных из запасников Государственного Эрмитажа. Их таинственное мерцание в сочетании с музыкой Чайковского и черно-белыми кадрами старых фильмов – экранизаций «Пиковой дамы» – погружает зрителей в атмосферу какого-то магического действа.
Так и ждешь, что сейчас распахнутся двери и из них медленно выйдет графиня в сопровождении свиты приживалок и слуг. И будет долгая сцена, которую так любят стареющие примадонны: постепенное разоблачение, зловещий стриптиз, смертельный во всех смыслах номер под меланхолическую арию Je crains de lui parler la nuit. И только когда графиня облачится в белый салоп, похожий на саван, и допоет свою арию до последней ноты, тогда раздастся знакомая мольба: «Три карты, три карты…»
Старинные карты тоже представлены на выставке в большом количестве. Вместе с пушкинскими векселями они являют поучительную картину опасной страсти и ее печальных последствий для великого поэта, тщетно надеявшегося, что успех его повести «Пиковая дама» поможет ему расплатиться с долгами. Увы, этого не произошло. До фатальной развязки на Черной речке оставалось три года. Никто не знает, как княгиня Голицына отнеслась к гибели Александра Сергеевича, увековечившего ее в образе старой графини: вряд ли ее можно было удивить чьей-то смертью. Символично, что оба они ушли в один год. Он – в начале 1837-го, а она – под конец, в декабре, тихо угаснув как раз в те дни, когда бушевал грандиозный пожар, в пламени которого сгорел старый Зимний дворец. Но золото княгини уцелело, и серебро тоже. Deus conservat omnia («Бог сохраняет все») – как гласит девиз на фасаде Фонтанного дома.С
Выставка «Серебро и золото Пиковой дамы» в Шереметевском дворце продлится до 14 февраля 2016 года.