Фото: Станислав Левшин
Фото: Станислав Левшин

1. Современный БДТ

Легендарный театр Георгия Товстоногова вступает в новую эпоху: с новым художественным руководителем, Андреем Могучим, и в пережившем капитальный (но не травматичный) ремонт историческом здании на Фонтанке. В прошлом сезоне Могучий уже выпускал премьеру – спектакль «Алиса», но в пространстве Каменноостровского театра. Инсценировкой романа Николая Чернышевского он открыл главную сцену – и тут же радикально перестроил ее. Один только монтаж зала и сцены занимает без малого неделю (и потому «Что делать» играют нечасто и сериями). Зато в итоге отношение зрителей и игрового пространства кардинально меняется: публика, которой так достается от Чернышевского на бумаге и персонажа по имени Автор со сцены, сидит в амфитеатре, поднимающемся вплоть до верхнего яруса, и смотрит на черно-белый сценический мир будто на космос в 3D.

2. Социальная острота

В почти убитом советской школьной программой романе Чернышевского Могучий обнаружил плотный клубок актуальных тем: от поиска новых людей, желающих жить разумно и с пользой (и тоски вследствие их вечной нехватки), до ответственности отдельной страны перед человечеством. Использованная в спектакле цитата из эссе Николая Гавриловича звучит приговором нынешним политикам: «Те случаи, в которых отдельная нация попирает для своей выгоды общечеловеческие интересы или отдельное сословие – интересы целой нации, всегда оказываются в результате вредными не только для стороны, интересы которой были нарушены, но и для той стороны, которая думала доставить себе выгоду их нарушением». Спектакль продолжается и после аплодисментов – в фойе, где собираются и зрители, и актеры с режиссером, обсудить, что, собственно, делать. В названии нет вопросительного знака – потому что поучать здесь не будут и готовых ответов тоже не предложат, а вот вместе осмыслить что и как – непременно.

3. Актеры

В едином слаженном ансамбле действуют и старожилы БДТ, и совсем еще новички. Большие мастера «не побрезговали» маленькими ролями – и доказали их значимость: Ирутэ Венгалите и Георгию Штилю достаточно нескольких минут, чтобы эти эпизоды вошли в театральную историю. Роль Автора – посредника между залом и сценой – досталась непрофессиональному актеру, но опытному режиссеру Борису Павловичу, петербуржцу, в течение нескольких лет по примеру народников пытавшемуся внедрить новый передовой театр в городе Кирове, упрямо сопротивлявшемся новациям.