Как показывает исследование потребительских настроений, индекс потребительской уверенности россиян во втором квартале по сравнению с первым упал на 19 процентов — до отметки в минус 30 процентов. При этом в Дании и Швеции, например, этот показатель снизился лишь до отметки минус два процента и минус пять процентов соответственно.

Что еще известно:

Специалисты ВШЭ обращают внимание, что в предыдущие кризисы индекс падал сильнее: например, в 2015 году (до минус 32 процентов), в 2009 году (до минус 35 процентов), в 1998–1999 годах (до минус 45 процентов). Однако отличительная особенность нынешнего падения — в его стремительности. Показатель рухнул всего за один квартал — такие темпы не имеют аналогов за все время исследований. Уточняется также, что во время предыдущих кризисных эпизодов отрицательный эффект был накопительным, а индекс потребительской уверенности терял в момент не более 14–15 процентов.

Абсолютные показатели издание называет тревожными: во время опроса 43 процента опрошенных заявили, что за прошлый квартал их материальное положение ухудшилось, и только 10 процентов верят, что в ближайший год ситуация изменится.

Данные для расчета:

Для расчетов российского индекса использовали опрос населения, который проводит Росстат каждый квартал. Схожим образом европейский индекс ежемесячно рассчитывается Европейской комиссией. У респондентов узнают об общей экономической ситуации, собственном материальном положении, сбережениях и планах на крупные траты.