Джафар Панахи
Фото: AFP / EAST NEWS
Джафар Панахи

Режиссер Джафар Панахи объявил бессрочную голодовку в знак протеста против его удержания в тюрьме, несмотря на отмену обвинительного приговора. Об этом сообщает Variety со ссылкой на супругу кинематографиста Тахерех Саиди.

Режиссер обвинил судебные и силовые органы Ирана в «незаконном и бесчеловечном обращении». Панахи продолжит голодовку, пока, «возможно, мое безжизненное тело не будет освобождено из тюрьмы», указано в заявлении кинематографиста.

Джафара Панахи арестовали 11 июля 2022 года за участие в акции протеста. Режиссер требовал освобождения своих коллег — Мохаммада Расулофа и Мостафы Алехахмада. В акции приняли участие и другие деятели кинематографа, которые также были задержаны.

19 июля суд в Иране постановил, что Панахи должен отбыть тюремный срок, который постановщику назначили в 2010 году. Тогда режиссера арестовали по обвинению в «деятельности и пропаганде, направленной против государства» и участии в протестах против итогов выборов 2009 года. Панахи приговорили к шести годам тюрьмы.

Однако режиссеру не пришлось отбывать наказание — он провел два месяца в тюрьме, а затем кинематографиста перевели под домашний арест. Панахи запретили выезжать из Ирана и снимать кино до 2030 года. Несмотря на это, постановщик снял показанную на Каннском кинофестивале картину «Это не фильм» и другие ленты.

В октябре адвокатам Панахи удалось отменить приговор за истечением 10-летнего срока давности. Дело режиссера направили в апелляционный суд, где оно находится до сих пор. По словам родственников режиссера, иранские спецслужбы оказывают давление на суд, чтобы держать Панахи в заключении.

Джафар Панахи считается одним из самых ярких представителей «новой волны» иранского кинематографа. Режиссер наиболее известен по таким картинам как «Круг», «Офсайд» и «Такси». В 2012 году постановщик получил премию имени академика Сахарова, а в 2018 году удостоился награды Каннского кинофестиваля за лучший сценарий к фильму «Три лица». Сам режиссер на церемонии не присутствовал, так как находился в Тегеране под домашним арестом.