Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Вы помните день, когда узнали о начале пандемии коронавируса? Если помните, завидую вам! Срочно запишите это воспоминание, потому что оно будет бесценно для потомков. Я этот день совсем не помню. Хочу рассказать, почему каждое ваше воспоминание бесценно, и для чего его важно запечатлеть, пока не поздно.

Расцвет генеалогии – сигнал о повышении значимости прошлого

Молодость ориентирована на будущее, она редко оборачивается назад. Чем моложе человек, тем больше его личных жизненных ресурсов связано с будущим. Самая первая фраза о будущем звучит в раннем детстве: «Когда я стану взрослым». В точку взрослой независимости направлена львиная доля сил молодого человека. У него и прошлого-то почти нет! Прошлое возникает, когда человек становится эмоционально зрелым и осознаёт свою связь с родом и глубокими генеалогическими корнями.

Наверное, общество 21 века стало более зрелым, потому что его интерес к прошлому стремительно растёт. Генеалогов становится всё больше, и при этом они перегружены заказами на поиски предков. Ценность прошлого повышается. Специалисты исследуют записи церковных книг, перелистывают тысячи хрупких жёлтых страниц ради нескольких записей о рождении, венчании или смерти. Это всего лишь скупые даты, но для человека, осознающего свою связь с прадедами, каждая дата драгоценна.

Вашей семье повезло, если у вас остались какие-то личные записи: письма бабушек и дедушек, фронтовые треугольники, короткие записки. У одного моего друга есть огромный архив дневников прапрабабушек. Родственники бережно перевели текст в электронную форму. Когда я читала трогательные строки, описывающие будничный быт чужой прапрабабушки, у меня навернулись слёзы. Почему у меня нет ничего подобного?!

Личные записи – проявление любви к потомкам

Моему сыну 18 лет. Недавно он попросил не выбрасывать рукописи черновиков моих книг и статей. Я отлично понимаю смысл этой просьбы! Если сын будет хорошим отцом, мои черновики тоже могут вызвать трепет праправнуков. Это моя любовь к ним, которую я могу заложить прямо сейчас, а сын передаст.

У меня сохранились письма деда с фронта. Он пропал без вести в 1943 году. Слова мужской нежности, написанные карандашом на клетчатых тетрадных листах – единственная моя связь с этим родным человеком. Когда я держу их в руках, мне тепло. Моей маме тогда было всего 2 года, и вряд ли дед мог предположить, что я приду в этот мир. Но я точно знаю, что он бы любил меня, потому что чувствую его любовь в словах, адресованных моей маме, его маленькой девочке.

Когда меня не будет, кто-то будет чувствовать мою любовь, держа в руках мои рукописи. Так я могу через века обнять своих потомков.

Мы пишем историю своими руками

Моя бабушка много рассказывала о послереволюционной эпохе. Когда она была студенткой, стихи Есенина были запрещены, и бабушка вместе с подругами переписывала их в тетрадку и учила наизусть. Бабушка вспоминала, как в лютые зимы они согревались, сжигая старые студенческие тетради. Это штрихи личной биографии — штрихи истории.

Невозможно глубоко знать историю своей страны, если изучать её в отрыве от истории семьи и рода. Мне было бы проще передать историю сыну, если бы бабушка сделала записи. Но её история бытует пока только в устной форме. Эта статья — не только обращение к моим читателям, но и повод зафиксировать фрагмент истории моей семьи. Возможно, это воспоминание о молодости бабушки будет единственным письменным источником, который достанется моим потомкам.

Я уверена в том, что важно писать историю своими руками. Не важно, насколько корректной с научной точки зрения потом окажется эта позиция. Главное – чтобы она была искренней.

Мы с вами – носители вечности. Мизерный фрагмент этой вечности зашифрован в нашей судьбе. И от нас с вами зависит, что узнают историки будущего о нынешнем времени. Ведь учёные изучают эпоху не только по официальным документам, но и по личной информации свидетелей событий.

Начните писать мемуары, пока не поздно! Пока вы в здравом уме, пока память не исказила ваши воспоминания. Чем больше времени проходит с момента происшествия, тем больше бессознательных фантазий на него наслаивается. Мозг склонен к тому, чтобы интерпретировать события в угоду своему комфорту. Поэтому чем скорее вы опишете происходящее, тем точнее сможете его зафиксировать.

Я написала и издала 12 книг, но пока среди них нет ни одной книги об истории моей семьи. Уверена, что пришло время записывать то, что я ещё помню. Но главное – я как профессиональный писатель сопровождаю создание книг начинающих авторов в группе "Искусство сильных текстов".

Ко мне обращаются клиенты, которые хотят записать историю, но не чувствуют уверенности в своих литературных способностях. Я помогаю им создать развёрнутые послания потомкам и чувствую, что вношу огромный вклад в историю. Мне уже давно за 50, и эта деятельность делает мою зрелую жизнь осмысленной и ценной.