\n
Одним майским вечером я сидела на кухне питерской коммуналки в старом доходном доме. Два часа мы с ее обитателями говорили о музыке, попутно слушая кассету — кажется, это были записи звуков Канонерского острова. В какой-то момент прозвучал вопрос: «А есть хоть какая-то современная достойная русская группа?». Один дал свой ответ, и с ним согласились все.
\n«4 Позиции Бруно» вряд ли кто-то еще не знает. Все-таки группа появилась, когда лично я еще под стол ходила, но до сих пор с завидной частотой выпускает альбомы. Первые релизы звучат грязно, но сейчас это уже воспринимается как лоуфай. Я в основном слушаю то, что выходило в 2010-х. В том числе и из-за текстов.
\nНапример, история об одиночестве и бессмысленных связях:
\nПлатье снимаю, обнажаю уродство, но нету зеркал.
\nХотелось заплакать, но нет человека
\nСпособного как-то утешить калеку
\n\nИли баллада о жизни трупа и его поездках в общественном транспорте (dead inside, все дела):
\nЕсли судьбою я вам в собеседники дан,
\nЯ могу вообще молчать, но вы начнете замечать
\nВскоре, что воздух удушлив и спёрт
\nВ ужасе и смущении, вы же не в помещении
\nТак почему так хочется вам открыть форточку
\n\nЕсли эти строчки для вас не доводы, то послушайте моего преподавателя литературы в университете, который на первой же паре заявил, что «Если вы не слушали “Птицу Емъ”, вы упускаете что-то серьезное». «Птицу Емъ» — хип-хоп проект участников «4 Позиции Бруно», который распался в 2014 году. Каждый трек как рассказ, а альбом как аудиокнига. Про урок ОБЖ, на котором учитель учит детей разделывать лосей и спасаться от беглых каторжников в лесу; про гея-пикапера, который соблазняет парней, пытающихся сорвать куш в игровых автоматах; про вечеринку с веществами, закончившуюся допросом и арестом друзей героя.
\nВсем отчего-то кажется, что я лох.
\nА если вдруг окажется, что я бог?
\nЗавсегдатую моей спины записку «Пни меня»
\nСменю на её эквивалент с надписью «Распни меня»
\nА еще у создателя «Позиций» и «Птицу Емъ» есть проект «Порез на Собаке». Из названия, в принципе, понятно, что тексты здесь будут мрачнее и мистичнее. Кстати, мой преподаватель литературы наверняка отметил бы звукопись в текстах «Пореза на Собаке».
\nНа твоих туфлях роса, а в твоих руках коса
\nТы наносишь мне визит с ремеслом своим в связи
\nТолько я заснул как раз за два года в первый раз
\nИ Морфей меня ласкал по уставшим позвонкам
\nНе проснулся от звонка, не открыл тебе замка
\nЕсли в Spotify вы пролистнете вниз страницу любого из этих проектов, вам порекомендуют послушать «шумные и угрожающие выходки». И вы послушайте. Кто-то говорит, что это нойз-рэп, а я бы сказала, что это восьмибитный хардкор. Правда, на последнем EP от восьми битов уже ничего нет, да и шума сильно меньше. Сибирский дуэт уже давно покорил и Питер, и Москву не только энергичной подачей (я была на одном выступлении и чуть не получила ногой в живот в толпе, а это знак качества), но и честной социальной лирикой о режиме, о русской грязи и безысходности, о рваных кроссовках и пьяном бате, в конце концов.
\nТолько в этой стране ты увидишь стакан на могиле ребёночка
\nВ подклад пиджака спрятана розочка
\nЕсть даже треки о любви. Все так же злобно, нецензурно, шумно и угрожающе:
\nэта пытка особенно мерзкая.
\nя всё ещё мыслями в той комнате,
\nгде на стенах нет пошлых обоев.
\nкирпичная кладка извёсткой покрыта.
\nаренда посуточно. нас только двое.
\nЕсли хочется просто стихов под бит, всегда можно включить spoken word — макулатуру, например. Это дуэт писателей, так что здесь есть и интертекст, и навороченные метафоры, и бытовые детали, помогающие вернуть слушателя из отсылок к философам в российскую съемную квартиру. В одном треке макулатура с издёвкой называет себя «отцами экзистенциального хип-хопа» — спорить не будем, тут правда более точно не скажешь.
\nКак-то в разговоре за сидром в баре я описала проект так: «Если ты слушаешь макулатуру в двадцать, тебя, скорее всего, бросили. Если ты слушаешь макулатуру в тридцать, то тебе, скорее всего, нужна помощь». Это, конечно, утрирование. Есть у них и забавные ироничные тексты, и наводящие печаль, и просто погружающие в себя — на любую эмоцию и для любого состояния.
\nКогда врёшь себе — не имеет значения, что ты говоришь другим.
\nБутылка в открытом море для друга, которого нет. Сигнал «Помоги мне».
\n«Я с тобой навсегда», — скажу, забросив себя в дальнюю точку планеты
\nВ первых альбомах особенно много «борьбы с системой»: здесь Путин, свободная Россия, неоплаченные счета, выслуживающиеся милиционеры, забытая юность.
\nмашина ест человека ест человека
\nищу место в мясорубке, распадаюсь на молекулы,
\nпутешествуя в мультфильмах под закрытыми веками,
\nвнезапно понимаю — просыпаться некуда
\nК слову о двадцатилетних и расставаниях. Альбом «пляж» был написан после брейкапа и помог одному участнику макулатуры вернуть девушку, так что получился отличный сборник для «пострадать». Посмотрим, как будет заходить в тридцать.
\nместа наших встреч станут моей городской картой.
\nскалятся гнилыми зубами, отвергнутые и униженные,
\nне успевшие схватить жертву, обменники и ломбарды
\nВсе эти проекты — только вершина айсберга русских групп, тексты которых можно просто читать. Они вполне могли бы присоединиться к песенникам БГ, Кино и ещё кого-то, стоящим на книжной полке моего отца.
","datePublished":"2022-06-10T17:32:06.005000+03:00","dateModified":"2023-05-16T20:42:33.480689+03:00","author":[{"@type":"Person","url":"https://snob.ru/profile/32066/","name":"Анна Воробьева"}],"publisher":{"@type":"Organization","name":"Сноб","logo":{"@type":"ImageObject","url":"https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/73c2be0f-5c51-475c-a3f5-125e040c08cd.png","width":"400","height":"400"}},"mainEntityOfPage":{"@type":"WebPage","@id":"1000609","name":"Блог Анна Воробьева"},"about":[{"@type":"Thing","name":"культура"},{"@type":"Thing","name":"литература"},{"@type":"Thing","name":"искусство"},{"@type":"Thing","name":"музыка"}],"image":["https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/og_image_1000609.png","https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/4bruno.jpg"]}]}