26 апреля 2024 года в РАМТ состоялась премьера спектакля «Человек Летающий». Волшебная, легкая и музыкальная постановка режиссера Екатерины Гранитовой оживляет персонажей писателя Александра Грина, историю его жизни и любви в буквально напитанном магией и мистикой пространстве - Белой комнате.

Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Зрители, занимающие места в зале, становятся полноценными участниками постановки, слушая живое фортепианное исполнение и «подглядывая» сквозь прозрачный занавес за сменяющимися перемещениями главного героя, собственно, самого писателя. Рассадка зрителей по секторам вдоль сцены удачно «погружает» в пьесу, а импровизированные диалоги актера и зрителя добавляют умиления и «доверия» к происходящему на сцене. Моей шляпке, к примеру, главная героиня сделала комплимент, чихнувшей зрительнице пожелала крепкого здоровья, а сколько эмоций вызвало ее «похождение» в зрительный зал! Направленный на лицо прожектор света и движение вдоль рядов сделали монолог главной героини ярким акцентом мизансцены!

Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Итак, романтика «иного мира» запущена, мир Грина опускается на сцену, и она подобна камере обскура, где актеры, как узоры в калейдоскопе, сменяют персонажей. Биографическая история в пьесе основана на воспоминаниях жен писателя Александра Грина: Веры Калицкой и Нины Грин, в том числе на их реальной переписке. Во время спектакля удивительным образом сплетаются документальные и вымышленные герои, сливаясь с фортепианным сопровождением. Сам Грин говорил так: «Я рассматриваю галлюцинацию как феномен строгой реальности… Образ несбывшегося… нужно только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты».

Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Блестящие мастера диалогов, главные герои держат в напряженном внимании весь спектакль, не давая ни на минуту оторвать взгляд от происходящего на сцене. До чего же трогательным и необычным мне показался «Диалог Обуви»! Да да, сцена с огромными резиновыми мужскими калошами (да еще и наполненными водой) и изящными женскими туфельками прошлого века. Актеры наделяют обувь живыми человеческими характерами Мужчины и Женщины, флиртуют, шутят и показывают рождение настоящего и крепкого чувства.

В спектакле звучат фрагменты произведений Александра Грина «Новый цирк», «Рука», «Крысолов», «Фанданго», «Бегущая по волнам» и стихотворение Эдгара По «Аннабель Ли» в переводе К. Бальмонта. Участники постановки: актер Александр Гришин и заслуженная артистка РФ Дарья Семенова. Фортепианное сопровождение Максима Олейникова. Режиссер Екатерина Гранитова.

Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Трудно представить масштаб творчества Александра Грина, имей он в своем арсенале искусственный интеллект, к примеру, или виртуальную реальность... Критики его эпохи писали автору, что его фантазии далеки от народа… Сегодня определенно время писателя настало: спектакль «Человек Летающий» обрел своего понимающего зрителя, который не только верит в чудеса, но и творит их сам!