Коллекция осколков метеоритов Университета Галле
Фото: Jan Woitas / picture alliance via Getty Images
Коллекция осколков метеоритов Университета Галле

В погоне за звездой

Для кого-то поиск метеоритов — способ почувствовать себя Индианой Джонсом и прикоснуться к космосу, для кого-то — помощь науке, а для кого-то — огромные деньги. Магнитные свойства помогают любителям отличать хондриты (самый распространенный тип метеоритов) от необычных камней или обуглившегося в костре кирпича. Незаменимым помощником в поисках становится металлоискатель или «магнитный посох» — палка с мощным неодимовым магнитом на конце. Использование таких магнитов по всему миру продвигают охотники за метеоритами, университеты, геологи и телепрограммы. Однако ценные для науки метеориты, например марсианские или лунные, часто не содержат большого процента железа и плохо притягиваются к магнитам — да еще и страдают от них, как выяснили ученые.

В новой статье, опубликованной в Journal of Geophysical Research: Planets, планетолог из Массачусетского технологического института (MIT) Фотейни Вервелиду показала, как неодимовые магниты воздействуют на образец в 10 тысяч раз сильнее магнитного поля Земли, «стирают» остаточные поля, которые можно обнаружить в минералах, содержащих железо, и переписывают их, меняя силу намагниченности и ее ориентацию. Расчеты проверили на 13 образцах базальта (эта порода тоже притягивается магнитами и может обмануть искателей). Теперь ученые, давно подозревавшие о таком побочном эффекте магнитов, уверены в нем на все сто.

По словам авторов, это объясняет множество несостыковок в научных статьях: например, ложные данные о сильнейшем магнитном поле на астероидах, как в некоторых работах о самом изученном на Земле метеорите Альенде, который упал в Мексике в 1969 году. К сожалению, сегодня и в научной среде за этим мало кто следит: магниты используют даже в антарктической программе поиска метеоритов ANSMET.

Кусочки Марса в песках Сахары

Из-за магнитов большим разочарованием для исследователей стал марсианский метеорит Northwest Africa 7034, известный как «Черная красавица». Возраст пород в его составе насчитывает 4,4 миллиарда лет — это фрагмент древнейшей коры, которая лишь на пару десятков миллионов лет моложе самого Марса. Метеорит откололся от планеты 5–10 миллионов лет назад из-за падения другого небесного тела. По расчетам алгоритмов машинного обучения на основе десятков тысяч изображений, полученных с камеры Mars Reconnaissance Orbiter, наиболее вероятное следствие этого удара — кратер Каррата в Южном полушарии Красной планеты. Почти тысячу лет назад «Черная красавица» упала на Землю, а в 2011 году некоторые ее осколки нашли кочевники пустыни Сахара.

Джей Пиатек выкупил две трети из найденных двух килограммов осколков «Черной красавицы» — одного из 75 известных метеоритов с Марса
Фото: Joe Mcnally / © 2023 American Association for the Advancement of Science

Метеорит заполучил в свою коллекцию владелец клиники для похудения в Индианаполисе Джей Пиатек. Когда доктор отправил находку ученому Карлу Агее, усомнившемуся в ее подлинности, оказалось, что неприглядный камень, снаружи словно покрытый краской из баллончика, в разрезе напоминает лунную породу брекчию с белыми кристаллами полевого шпата и темными вкраплениями пироксенов. По соотношению марганца и железа стало понятно, откуда прилетел этот осколок.

История и судьба Марса может многое рассказать о недоступном нам прошлом Земли: его следы стерли осадки, вода, ветер и живые организмы. Неудивительно, что Джером Гаттаккека из Европейского центра исследований и преподавания наук о Земле надеялся получить от осколков «Черной красавицы» важнейшую информацию о когда-то мощном, но почти исчезнувшем магнитном поле Марса. Но память о 4 миллиардах лет оказалась стерта из-за того, что охотники за метеоритами использовали сильные магниты.

Метеориты в законе

Жители Марокко, которые ищут кусочки «Черной красавицы» и по сей день, обязаны отдавать для научных изысканий 20% или 20 граммов (в зависимости от того, что меньше) от каждого метеоритного осколка. В России ситуация иная: метеорит юридически не классифицируется как «клад» или «находка», ведь, даже если он и ценный, собственника у него не было. Закон «О недрах» гласит, что если юридические лица или ИП что-то добывали, собирали или строили и обнаружили метеорит, нужно приостановить деятельность на участке и сообщить органам, которые выдали лицензию на нее. Если же метеорит найдет обычный гражданин, юристы рекомендуют уведомить о находке местные власти. А вот кому она достанется потом, непонятно: в пункте, где говорится, что найденное в недрах принадлежит государству, о метеоритах ни слова. Если по дореволюционным нормам права метеорит достался бы Российской империи, сегодня он, как ни парадоксально, по статусу ближе к ягодам и грибам.

Осколки метеорита Northwest Africa 7034 «Черная красавица»
Фото: Institute of Meteoritics / UNM
Осколки метеорита Northwest Africa 7034 «Черная красавица»

Нарушить закон и поплатиться за это можно в двух случаях. Во-первых, продажа обычных камней под видом небесных тел признается мошенничеством (прецедент был). Во-вторых, если метеорит радиоактивный, можно получить до двух лет лишения свободы за «незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами». Кроме того, привлечь внимание правоохранителей можно, похитив экспонаты из музея: такая участь постигла геолога, который отпилил и унес кусок челябинского метеорита.

За продажей и дальнейшей судьбой найденных фрагментов метеоритов следят мало, и российские охотники за «падающими звездами» прекрасно пользуются таким положением дел. Одни возят туристов на экскурсии в Чебаркуль, приманивая их возможностью найти осколки, другие продают якобы фрагменты челябинского метеорита по цене от 500 до 142 миллионов рублей, третьи –– неизвестно, для продажи или для собственной коллекции –– умудрились украсть сегежский метеорит весом больше тонны, подняв его со дна Выгозера в Карелии при помощи водолазов и подводного насоса.

Сохраняем «магнитную память»

Исследователи благосклонны к охотникам за метеоритами, ведь у них самих не всегда хватает ресурсов на поиск частиц в радиусе десятков, а то и сотен километров. Данные о местоположении осколка тоже ценны: они помогают строить модели, чтобы прогнозировать последствия от падения небесных тел.

Но как искать метеориты, не причиняя им вреда? Вервелиду и ее коллеги советуют заменить неодимовый магнит на измерители магнитной восприимчивости. Эти приборы используют очень слабое магнитное поле, которое не стирает память метеоритов, а также намного точнее помогает определить их тип. Сейчас Джером Гаттаккека разрабатывает более удобные и простые в применении приборы такого типа — они будут стоить в десятки раз дешевле.

Исследователи метеоритов работают с измерителем магнитной восприимчивости в пустыне Атакама
Фото: Gabriel Pinto / © 2023 American Association for the Advancement of Science

Пока же ученые безрезультатно уговаривают отказаться от магнитов марокканцев, собирающих последние осколки «Черной красавицы» в пустыне Сахара. Что до России, то цены на подобные приборы тоже доступны далеко не всем, но сознательные искатели метеоритов могут взять их в аренду.