Источник в аэропорту: виноват двигатель

Первая версия крушения самолета — технические неполадки, но какие конкретно — пока неизвестно. По словам источника в аэропорту Шарм-эль-Шейха, экипаж самолета за одну неделю несколько раз обращался в техническую службу из-за проблем с двигателем — его не получалось запустить. Как рассказала телеканалу НТВ бывшая жена второго пилота Сергея Трухачева, тот в телефонных разговорах тоже жаловался на состояние лайнера.

Версия Фридлянда: двигатель ни при чем

К моменту крушения возраст самолета составлял 18 лет и пять месяцев (средний возраст российских самолетов — 21 год). Он прошел необходимую техническую проверку, у него были все разрешения и сертификация на полет. По мнению директора научного Центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного НИИ гражданской авиации Александра Фридлянда, дело вряд ли могло быть в двигателе — перед вылетом в аэропорту всегда проводят их пробный запуск. «В процессе апробирования автоматика сигнализирует о различных параметрах. Если что-то не так, экипаж не взлетает. Они же не самоубийцы».

Версия стюардессы: проблемы начались еще в июле

Бывшая бортпроводница компании «Когалымавиа» утверждает, что сотрудники давно знали о проблемах с самолетом. «Между собой мы его называли “Джулией”. Проблемы начались месяца четыре назад — по очереди разные агрегаты стали выходить из строя. То шланг потечет какой, то гидравлика. Летом “Джулия”, уже вылетевшая по маршруту, вернулась в Домодедово — из-за неисправности в гидравлической системе. Моя знакомая обслуживала рейс. Говорит, долго кружили в воздухе. Они уже послали прощальные смс родным», — рассказала она «Московскому комсомольцу».

Источник в Каире: никаких проблем не было

Источник «Интерфакса» в Каире опровергает эту версию — у экипажа не было никакой информации о неполадках на борту: «Из записи разговоров летного экипажа с диспетчерами следует, что ситуация на борту за 4 минуты до исчезновения самолета с радаров оставалась штатной, экипаж вел обычные переговоры с диспетчерами, ничего не указывало на неполадки на борту, экипаж о них также не сообщал, — рассказал собеседник агентства. — Судя по записи, нештатная ситуация на борту произошла внезапно и стала неожиданностью для летного экипажа, при этом пилоты не успели подать сигнал бедствия». Правда, источник «Интерфакса» добавил, что «моменту исчезновения лайнера с радаров предшествуют нехарактерные для штатного полета звуки».

Версия ИГИЛ: это они сбили самолет

По словам исполнительного директора Московского авиационного комитета Виктора Сороченко, аэробус, скорее всего, развалился еще в воздухе. Как сообщили источники ТАСС из авиационных и транспортных структур России, он мог не только разрушиться, но и загореться до падения — об этом говорят термические и физические поражения крыла самолета, которое нашли российские эксперты в зоне крушения. Возможные причины таких повреждений — теракт. В день крушения египетское отделение «Исламского государства» взяло на себя ответственность за случившееся. В доказательство террористы привели видеозапись, где самолет сбивает ракета, но качество видео очень плохое, и в «Когалымавиа» его назвали подделкой. Заявление от имени группировки появилось в Telegram и социальных сетях.

Египетская версия: боевики ничего не сбивали

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси назвал заявление боевиков пропагандой, направленной «лишь на дестабилизацию обстановки в этом регионе и на то, чтобы испортить имидж Египта». Он добавил, что ситуация с боевиками находится под контролем в той части страны, где произошло крушение. Египетская комиссия, ссылаясь на данные с бортовых самописцев, исключает внешнее воздействие на лайнер. В то же время глава Росавиации Александр Нерадько накануне заявления комиссии говорил, что «к расшифровке бортовых самописцев еще не приступали» и что вопрос их вскрытия пока только предстоит обсудить с египетскими авиационными властями.

Тем не менее полуостров облетают стороной

Некоторые российские и западные авиакомпании приостановили полеты над Синайским полуостровом, где произошла катастрофа. Такое решение, например, приняла компания Emirates — одна из крупнейших в мире. «Emirates в настоящее время будет избегать полетов над Синаем, пока не появится дополнительная информация. Мы следим за развитием событий», — пояснили в компании. От полетов над полуостровом также отказались Lufthanza и Air France. Из российских авиакомпаний скорректировать свои маршруты решили «Уральские авиалинии» и «Нордвинд».

Версия авиакомпании: самолет действительно сбили

По мнению компании «Когалымавиа», даже отказ или возгорание двигателя не могли стать причиной катастрофы. Раз в шесть месяцев такие ситуации отрабатываются на тренажерах. Единственная причина, по которой самолет мог потерпеть крушение, — механическое повреждение извне. Самолет меньше чем за минуту потерял и скорость, и высоту. «Видимо, к этому моменту он получил значительные конструктивные повреждения, которые не позволили продолжать полет», — предполагает замгендиректора авиакомпании Александр Смирнов.

Версия американцев: вряд ли теракт

Директор американской национальной разведки Джеймс Клэппер не думает, что катастрофа произошла из-за теракта, хоть и не исключает такой возможности. Но, по его мнению, у «Исламского государства» просто нет возможностей для подобных атак, а у США нет никаких свидетельств, которые могли бы подтвердить причастность боевиков.

Консультант издания Flight Global Дэвид Лермон тоже считает, что у террористов нет подходящего оружия, чтобы сбить самолет. «Это, скорее всего, была бы ракета типа земля-воздух, а не один из тех ручных ПЗРК, которые могут быть, как считается, у египетской части ИГИЛ, — объясняет эксперт. — Даже несмотря на то что самолет летел на 2000 футов ниже, чем MH17 (сбитый в Донбассе малайзийский пассажирский самолет), для ручной установки это слишком много».

Версия Stratfor: на борту была бомба

Впрочем, американское разведывательно-аналитическое агентство Stratfor подготовило свой доклад: по мнению экспертов, взрывное устройство могло быть у смертника среди пассажиров или в багажном отсеке.

«Джихадисты уже давно специализируются на том, чтобы проносить бомбы в самолет, — пишут авторы доклада. — Это для них — отличная цель. Во-первых, самолеты очень уязвимы, и достаточно даже совсем маленького количества взрывного вещества, чтобы нанести серьезный урон. Во-вторых, авиакатастрофы всегда привлекают к себе большое внимание прессы».

По данным аналитиков, в аэропорту, из которого вылетал самолет, нет надежной системы безопасности, и пронести взрывное устройство на борт для злоумышленников было бы не так уж и трудно. В докладе говорится, что сотрудники службы безопасности в аэропортах Египта часто предлагают пассажирам миновать досмотр за определенную плату, а российские авиалинии дополнительных досмотров не проводят.

Источник в Каире: не бомба, а маски для дайвинга

Характер крушения самолета вполне согласуется с версией о том, что на борту произошел взрыв: в 07:13 скорость лайнера неожиданно упала до 184 узлов (341 км/ч), затем — до 93 узлов (172 км/ч). Аэробус снизил высоту до 8649 м. Потом он пропал с радаров. Перед самым исчезновением он снижался со скоростью примерно 1,8 км в минуту, то есть падал почти вертикально.

Обломки самолета оказались разбросаны в горах на площади примерно 20 квадратных километров. Следы взрывчатых веществ на них пока не обнаружены, но утром 3 ноября на месте крушения нашли некие элементы, которые не относятся к конструкции самолета. Что именно удалось найти, пока не сообщается. Иточник ТАСС в Каире рассказал, что неопознанные элементы отправлены на экспертизу и что «это может быть оборудование, перевозившееся пассажирами, например, для дайвинга».

Источник телеканала NBC: все-таки бомба

Источник в госструктурах США рассказал, что во время крушения аэробуса над Синайским полуостровом зафиксировали тепловую вспышку. То есть на борту все-таки мог быть взрыв. Но была ли это бомба или взрыв топливного бака, определить невозможно. В то же время, по словам представителей Пентагона, в районе крушения бывают столкновения с исламистами, и вспышка может не иметь отношения к катастрофе.

Самолеты под наблюдением

Хоть версия о технической неисправности и не подтверждена, самолетам А321 после крушения стали уделять особенно пристальное внимание как в России, так и в Египте. 3 ноября «Аэрофлот» заменил Airbus321 на маршруте Москва — Санкт-Петербург. «При запуске двигателей в самолете была обнаружена техническая неисправность. Он даже не успел стартовать. Пассажиров сняли с самолета и заменили воздушное судно», — объяснил агентству ТАСС источник в Шереметьеве. Накануне египетские власти на несколько часов задержали в Хургаде еще один такой самолет авиакомпании «Уральские авиалинии». Его отказывались выпускать из аэропорта из-за подозрений в технической неисправности. «Экипаж готов был лететь, но египтяне не дали разрешение. Они за нас больше боятся, чем наши. Наш командир нас три часа кормил байками, что через 20 минут полетим. Египтянам пришлось даже взять самолет в кольцо машинами, чтобы наш придурок не взлетел», — рассказывала об этом одна из пассажирок.

Ошибка пилота исключена

Следственный комитет России и Ространснадзор проверяют компанию «Когалымавиа». Известно, что за штурвалом погибшего самолета был опытный пилот — Валерий Немов, который налетал больше 12 тысяч часов. Представители компании говорят, что ошибка пилота в таком случае исключена. Также следователи проверили топливо, которым заправляли самолет в Самаре перед вылетом в Египет. Выяснилось, что образцы топлива соответствуют всем требованиям.

Американская разведка: ИГИЛ заложил бомбу на борт

По мнению американской военной разведки, на борту разбившегося самолета, скорее всего, взорвалась бомба. Об этом говорят источники телеканала CNN в администрации США. По мнению разведчиков, у террористов был сообщник в аэропорту Шарм-эль-Шейха, который помог пронести взрывное устройство на борт. Как рассказали источники телеканала, разведчикам удалось перехватить разговоры боевиков, которые указывают на то, что это именно они взорвали самолет. Впрочем, никаких окончательных выводов разведка пока не делает — перехваченная информация может быть и результатом вброса.

МИД Британии: аэропортом в Шарм-эль-Шейхе лучше не пользоваться

Глава МИД Великобритании Филип Хаммонд считает, что есть «серьезная вероятность», что на борту аэробуса было взрывное устройство. Британский правительственный чрезвычайный комитет COBRA провел экстренное совещание по поводу авиакатастрофы, и по его итогам Хаммонд рассказал журналистам, что из многих источников поступает информация, которая может подтвердить версию теракта. Он добавил, что все рейсы британских авиакомпаний в Шарм-эль-Шейх на несколько дней отменят. «Безопасность и защита наших подданных должны быть превыше всего остального», — объяснил он и добавил, что МИД не рекомендует пользоваться аэропортом Шарм-эль-Шейха — только если нет никаких других вариантов.