Миф №35: Если бы человек действительно эволюционировал, мы бы наблюдали этот процесс постоянно!

Ряд явлений не только прошлого, но и настоящего сокрыт от нас. Вряд ли кто-нибудь наблюдал полет электрона вокруг атомного ядра или процесс рождения химических элементов в недрах Солнца. Мы не можем видеть, как поднимаются горы и движутся континенты, не замечаем роста сталактитов и постепенного удаления Луны. Ведь человеческая жизнь коротка. Скажем, скорость дрейфа материков — несколько сантиметров в год. Крайне мало, верно? Как сказать. Ведь в результате этого дрейфа за 200 млн лет Индия оторвалась от Антарктиды, пересекла экватор и врезалась в Азию.

Пусть длина человеческого поколения — 25 лет. Это значит, что с появления вида Homo sapiens (если брать даже самые минимальные оценки — 40000 лет) сменилось 1600 поколений.

Удивительно, что за меньший срок в результате бессознательной, а затем и сознательной селекции человек вывел все известные породы домашних животных и все сорта культурных растений. Чтобы оценить масштаб эволюционных преобразований, взгляните на современных собак разных пород — как мы знаем, все они ведут родословную от волка.

От появления древнейших людей в Европе прошло более 40000 поколений. Со времени первого выхода человека за пределы Африки — 75000 поколений. Род Homo возник на планете 100000 поколений назад.

А сколько времени ушло на формирование современной двуногой походки? Как долго наши конечности перестраивались с обезьяньего на человеческий лад? Давайте считать. Десять миллионов лет назад в Африке обитали только четвероногие обезьяны. Семь миллионов лет назад появляются первые существа с признаками прямохождения (Сахелантроп). Более 4 млн лет назад ноги ардипитека наполовину обезьяньи, наполовину человечьи; таз у Арди также промежуточного типа (широкий, как у человека, но высокий, как у шимпанзе). Судя по особенностям скелета и пропорциям, это существо много времени проводило на деревьях. Через миллион лет у афарских австралопитеков уже почти современный таз и коленный сустав, стопа имеет продольный и поперечный своды. Однако полное отсутствие «ностальгии по древолазанию», современное строение рук, ног, таза и позвоночника мы видим только у Homo ergaster 1,5 млн лет назад. Как минимум 5,5 млн лет, или более 200000 поколений ушло на то, чтобы слезть с дерева!

Черепа собак разных пород
Черепа собак разных пород

Выходит, чтобы стать живым свидетелем эволюции человека, надо «всего-навсего» прожить миллион лет. 

Впрочем, известно, что даже за последние 100–150 лет у людей увеличился средний рост, сместились сроки полового созревания. Слыхали про акселерацию? Как отмечено в книге Е. Хрисанфовой и И. Перевозчикова «Антропология», по сравнению с началом XX в.: «Длина тела у новорожденных возросла в среднем на 0,5–1 см, у дошкольников — на 10–12 см, школьников — на 10–15см. Половое развитие стало завершаться примерно на два года быстрее, смена зубов сейчас происходит на один-два года раньше.

Стабилизация длины и пропорций тела сейчас обычно наступает уже к 16–17 годам у женщин и 18–19 годам у мужчин, тогда как ранее это отмечалось в 20–22 и 22–25 лет соответственно». 

И даже за более короткий период: «...у подростков Москвы к началу 70-х годов по сравнению с 30-ми годами вертикальный размер сердца увеличился примерно на 2см». 

Таким образом, распространенное утверждение, будто эволюция человека закончилась, не соответствует действительности. Мы продолжаем меняться.

Эволюция работает медленно, но верно, и оставляет заметные следы на нашем теле. Вот еще один классический пример, иллюстрирующий данный тезис.

У вас уже выросли зубы мудрости (они же третьи моляры, они же «восьмерки»)? У автора книги эти зубы прорезались только сверху, так что я мудр на 50%. Зубы мудрости находятся в наших челюстях ближе всего к челюстному суставу, а значит, при жевании создают наибольшее усилие. По идее, они предназначены для пережевывания самой твердой пищи. Но часто ли мы жуем такую? Не удивительно, что у современного человека зубы мудрости — слабые и хрупкие; они обычно прорезаются не раньше 18–20 лет, хотя могут вырасти и в 40 лет или не вырасти вообще. Как вы знаете, эти зубы — источник многочисленных стоматологических проблем. Правильней было бы их окрестить не «зубами мудрости», а «зубами горести». Третьим молярам тесно в челюсти, поэтому они прорезаются неправильно, травмируют щеку, упираются в другие зубы и сдвигают их. В таких случаях стоматологи обычно удаляют «восьмерки» хирургическим путем; часто рекомендуют избавляться даже от здоровых зубов мудрости (например, предлагали мне) — дабы избежать проблем в будущем.

С чего бы такая напасть? А вот с чего. У наших предков челюсти были большущие, все зубы в них размещались с комфортом, не мешая друг другу. Но древние люди стали жевать меньше, а пищу предварительно обрабатывать — сначала просто кромсать острыми камнями, а потом и жарить на костре. В результате жевательный аппарат начал уменьшаться (а мозг, как мы помним, наоборот, расти). Это замечательно! Однако челюсти укоротились, может быть, слишком стремительно — вот зубам и не хватает места. Эволюционная перестройка не завершена, и наши зубы сигнализируют об этом. Когда-нибудь зубы мудрости совсем исчезнут, но пока этого не произошло, остается полагаться только на дантистов.

Слева — нижняя челюсть неандертальца. Обратите внимание на «ретромолярное пространство» — промежуток между третьим коренным зубом и восходящей ветвью челюсти. Справа — нижняя челюсть современного человека
Слева — нижняя челюсть неандертальца. Обратите внимание на «ретромолярное пространство» — промежуток между третьим коренным зубом и восходящей ветвью челюсти. Справа — нижняя челюсть современного человека

Резюме

Вы говорите, что не наблюдаете эволюции? Да она у вас под носом... Точнее, во рту!

 

Александр Гаврилов:

Петербуржский популяризатор науки Александр Соколов выбрал для своей книги «Мифы об эволюции человека» крайне неблагодарную, но популярную в последнее время стезю. Он идет навстречу обывательским представлениям о науке и подробно анализирует все те мифы и легенды, которые заменяют обывателю научную картину мира. Каждый обыватель знает, что Дарвин утверждал, будто люди произошли от обезьян и Бога нет; что все люди произошли от негров; к человеку генетически ближе свинья, чем обезьяна; древние люди ходили, замотанные в шкуры, и с дубинкой в руке, они были одновременно вегетарианцами, каннибалами и падальщиками. Каждый из этих мифов, внутренне противоречивых, как и любой продукт мифологического сознания, Александр Соколов разбирает с серьезностью, временами достойной лучшего применения, и яростью, заставляющей предполагать, будто он видит в носителях этих мифов оппонентов, способных поддерживать научный спор. Адресат этой книжки немного двоится в глазах автора и читателя. Вроде бы им не может быть посетитель интернет-форумов, рассказывающий про пещерных людей, произошедших от обезьяны по Божьему велению, и жонглирующий старыми и новыми мифами. Им не может быть человек, который в действительности интересуется современной научной картиной мира, потому что в его сознании вроде бы не должно быть места перечисленным вракам. Иногда складывается впечатление, что идеальный читатель этой книги – молодой популяризатор науки, примерно такой, как Александр Соколов, которому приходится часто выступать с лекциями. И он вынужден снова и снова отвечать на тупые вопросы, авторы которых и не собирались вслушиваться в ответы. В советском прошлом мне приходилось встречаться с удивительным жанром книгоиздания – брошюрами в помощь пропагандисту. Коммунистическая партия Советского Союза каждый год сообщала, что именно лучше врать при докладах на селе или для фабричных рабочих. Схожую роль могла бы выполнять книга Александра Соколова.

Если говорить чуть серьезнее, Соколов, конечно, не спорит с мифами. Просто потому, что спорить с мифами бесполезно. Их носители живут в нерациональном мире, в котором не могут существовать споры и доказательства. Соколов показывает, что даже за такими ничтожными событиями современной жизни, как пустопорожний треп в интернете о пещерных людях, можно найти тропинку к настоящему содержательному разговору о подлинной научной истине. Все равно откуда начинать путь от невежества к знанию. Можно двигаться и тем путем, который предлагает Соколов.

 

Другие финалисты премии: