СВы возглавляете Росгосцирк уже полтора года. Какие перемены произошли в цирковой среде с вашим приходом?

Полтора года назад в Росгосцирке не было ни одного системного механизма, ни единого бухгалтерского учета, ни единого кадрового учета, теперь всё это есть. Также мы ввели единую систему электронных билетов. Пришлось потратить очень много сил, чтобы модернизировать внутреннюю систему.

СРаньше вы были коммерческим прокатчиком, например, раскручивали театрально-цирковое шоу «Кракатук», а теперь возглавляете Росгосцирк. С какими трудностями столкнулись при смене работы?

Быть частным прокатчиком и генеральным директором Росгосцирка — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Разные задачи, масштабы, ответственность: отвечать за 50 человек — это одно, а за 8000 — совсем другое. Семья меня практически не видит, но — спасибо моим родным — относится с пониманием. Также я столкнулся с абсолютной нехваткой времени. Но работа в Росгосцирке, в артистической среде — это драйв, она затягивает. За время работы в компании я познакомился с невероятно интересными людьми. Это люди с потрясающей силой воли и духа. Ведь, чтобы достичь настолько высоких результатов, нужно быть настоящим фанатом собственного дела. И, несмотря на все свои регалии, заслуги и жизненный опыт, это настоящие романтики. Как многие творческие люди, они очень трогательные и ранимые, и к каждому нужно найти свой подход. Иногда это непросто, но мы этому учимся.

СЭкономические санкции как-то отразились на цирковой жизни?

Цирк — это что-то особенное, он международный по своей сути и очень интернациональный. В Росгосцирке в общих коллективах работают артисты из Украины, Китая, Египта, Германии, Италии, Венгрии. У нас нет проблем из-за санкций, существующих в других сферах.

СТогда с какими проблемами вы сталкиваетесь?

Проще сказать, с какими проблемами мы не сталкиваемся. В плане общих проблем мы не уникальны: мы ощущаем и кадровый голод, и падение интереса к цирку, страдаем от клановых войн внутри циркового сообщества и от информационных войн.

ССильно сократились государственные субсидии по сравнению с предыдущими годами?

Субсидии на 2016 год — 750 миллионов рублей. Для сравнения: в этом году было 850 миллионов рублей, а с 2011 по 2014 годы был миллиард. С 2014 года мы начали часть субсидий тратить на капитальный ремонт зданий цирков, а раньше субсидии тратились только на содержание. Бюджет Росгосцирка наполняется не только за счет госсубсидий, но и за счет собственных средств, которые тоже являются собственностью государства из-за нашего статуса, но все-таки это деньги от проката, от сопутствующих услуг.

СЕсли государство вас все меньше поддерживает, как вам удается держаться на плаву?

Госсубсидии — это около 30% нашего бюджета, так установлено концепцией развития циркового искусства в России. Эти средства мы должны тратить на развитие, реконструкцию и модернизацию цирков, но не на содержание самой компании. Мы выделили четыре направления оптимизации расходов. Во-первых, мы оптимизируем штатную численность артистического и административного составов, тем самым увеличиваем зарплаты артистов. Я приведу пример. Допустим, у нас есть программа, в которой есть два номера с жонглерами, и у каждого жонглера по два ассистента. А если бы были два ассистента на два номера, то они могли бы получать больше, чем четыре. А если бы еще, например, один жонглер ассистировал другому, то два человека получали бы больше, чем шесть.

Во-вторых, мы пересматриваем расходы на кормление и содержание животных. Существующие нормы кормления были созданы в 80-х годах прошлого века и давно устарели. Иногда в них попадаются абсурдные вещи. Например, я не очень понимаю, когда в рационе хищников присутствует в большом количестве свинина — до 1100 килограмм в год. Любой дрессировщик скажет, что кошек нельзя кормить свининой, ее дают в подкормку в небольших количествах. Или говяжья печень в рационе у ластоногих. Все понимают, что не едят в природе ластоногие говяжью печень, ведь не плавают же рядом с ними коровы. Сейчас есть много современных сбалансированных кормов с высоким содержанием витаминов и минералов. Качество кормов стало намного лучше. Кроме того, животных надо кормить с учетом их естественных потребностей. Поэтому я дал нашим службам поручение пересмотреть нормы кормления и содержания животных.

В-третьих, транспортные расходы. Мы посчитали, что они съедают очень много бюджета. К сожалению, оптимизацией никто до нас не занимался. Мы пересматриваем логистику, просчитываем маршруты.

В-четвертых, непостоянные расходы, то, что связано с текущей деятельностью, когда денежные средства нерационально использовались, — все это мы дорабатываем, дополняем, рационализируем.

СЦирки приносят доход или от них только расходы?

Пока цирки приносят в основном расходы. Наша задача как минимум сделать так, чтобы государственные цирки стали самоокупаемыми. Лично я считаю, что цирки могут и должны быть прибыльными, но поддержка от государства, конечно, им тоже необходима.

СВы сказали о сокращении штата Росгосцирка. Это горячая тема. Я понимаю, что это нужно для оптимизации расходов, но как тогда работать?

За этот год было сокращено 32 штатных единицы. Для компании в 8000 человек это было не так много, и для такого сокращения были объективные причины. Речь не идет о механическом сокращении, мы говорим о более глубоких структурных изменениях. Например, я разговаривал с одним итальянским дрессировщиком, у которого есть номер с шестью львами и двумя тиграми. Я спросил у него, сколько в его номере задействовано человек, он сказал: три. Это меня очень удивило, так как у нас в номере с таким количеством животных задействовано девять человек. Это не значит, что я завтра начну сокращать сотрудников, это значит, что нам надо активнее переходить на современные методы работы. Росгосцирк в этом смысле очень избалован.

Если бы Росгосцирк был частной компанией, позволил бы частный владелец подобные расходы, подобное расширение штатов и подобное отношение к деньгам? Мы постоянно жалуемся, что на культуру выделяется  очень мало денег, что мы не можем быть самодостаточными. Просим, чтобы нам финансово помогли, и тогда у нас все будет хорошо. Государство ежегодно субсидирует нас, но что-то за все эти годы каких-то мощных сдвигов нет. Потому что, когда государство дает нам субсидии, это принимается как само собой разумеющееся и не ценится. А надо ответственно подходить к этому вопросу.

СРаз Росгосцирк хочет стать современной компанией, будет ли он ориентироваться на зарубежные тенденции и откажется ли от использования животных в постановках?

Цирк — это та область, где человек и животные существуют в гармонии, живут и воспитываются вместе. Когда дрессировщик берет животное к себе в номер буквально с рождения, это животное становится для дрессировщика как бы ребенком. Я хочу сказать, что в данном случае речь не идет о животных, выдернутых из природы. У нас задействованы только те животные, которые родились в неволе и не выживут в дикой природе. В цирке воспитывается любовь к животным, и когда ребенок придет в цирк и увидит, как здесь обращаются с животными, он не сможет плохо относиться к своей кошке или собаке. Мне кажется, что цирк — пример существования людей и зверей в гармонии. Другой вопрос, что существуют передвижные шапито и дельфинарии, где животные чуть ли не исходящий реквизит, и продолжительность их жизни очень мала. Здесь я вижу большое поле для наведения порядка. Что касается нашей организации, у нас работают профессионалы. Я хочу объяснить, что цирк — территория любви, а не ненависти. Кстати, согласно социальным опросам, очень большой процент респондентов хотят, чтобы в цирке были животные.

СЗначит российский цирк будет идти против течения?

Я бы хотел, чтобы Россия сохранила свою самобытность со своим отношением к цирковым традициям. Чтобы мы сами себя, в первую очередь, любили и уважали и не были такими, как все.

СНедавно было опубликован проект положения о прокате. Объясните, что это за проект и для чего он нужен?

Действительно, мы разработали проект положения о прокате, сейчас он проходит общественные слушания. В этом документе мы определяем, кто такой прокатчик, кто такой продюсер, так как это разные понятия. Прокатчики — это частные предприниматели, которые берут готовую цирковую программу и «катают» ее по циркам страны, перечисляя процент от прибыли Росгосцирку. У нас прокатчики появились в 90-е годы. Это, как правило, сотрудники компании: артисты и руководители программ. Насколько это правильно — непонятно. Но ясно одно: если мы не разделим эти понятия — артист и прокатчик, у нас никогда не прекратятся конфликты. У нас нет проблем с артистами. Проблема в том, что одновременно артисты являются прокатчиками. Здесь на лицо конфликт интересов. Раньше в положении о прокате не было единого маршрута. Тогда гендиректор решал, куда кто едет и на какие деньги. Мы делаем так, чтобы маршрут для всех был один, и расчет стоимости программ для коммерческого проката складывается из стоимости цирка и стоимости программы в этот период. Это делается для того, чтобы мы не дотировали за счет государственных средств коммерческие программы.

СНасколько я знаю, эти непонятные условия для коммерческих прокатчиков привели к конфликту Росгосцирка с династийными дрессировщиками Сергеем Нестеровым и Мстиславом Запашным. Новый проект может разрешить сложившуюся ситуацию и снизить баснословные долги артистов?

У меня, как у руководителя государственного предприятия, нет задачи обеспечивать комфортные условия для коммерческого проката. Как я уже говорил, я хочу разделить понятия «артист» и «прокатчик». У меня нет конфликта с Нестеровым и с Запашным как с артистами, но у нас есть конфликт с ними как с частными предпринимателями. И именно на этой почве появилась некая спекуляция, что от нас уходят артисты. Уходят не артисты, а коммерческие прокатчики, у которых есть долги по прокату. Я проверил их отчетность по сборам и заметил, что у них был более чем успешный прокат и они могли заплатить, но почему-то этого не сделали.

СНо если артисты, которые решили стать еще и прокатчиками, не справляются с такими условиями, может, можно им как-то помочь, сократить взимаемый процент, например?

Мы никак не можем пойти на то, чтобы предоставить другие условия. В этом случае мы будем вынуждены погашать эту разницу за счет государственных субсидий и за счет налогоплательщиков. Это будет нарушением с нашей стороны. Раньше таких условий не было, и я понимаю, что все привыкли формировать маршруты, подстраиваясь под себя. Соответственно, отчисления компании были совершенно другие. Обратите внимание, что в свое время Нестеров был первым заместителем генерального директора Росгосцирка. Запашный руководил Сочинским цирком во времена, когда его папа возглавлял компанию. Тогда они одновременно были прокатчиками.  То есть у людей была возможность формировать особые условия своего проката, в частности, организацию своего маршрута и финансовых отчислений. Может быть, кто-то привык к тепличным условиям, но сейчас таких условий нет.

СВы неоднократно говорили о том, что Росгосцирк стремится вернуться к конвейеру постановок. Неужели в наше время это интересно зрителям, которые в каждом городе будут видеть одно и то же? Насколько актуальна эта схема в современных реалиях?

Раньше программы создавались по принципу дивертисмента. А сегодня мы создаем программы на основе единого сценарного замысла как цельное драматическое произведение, которое от первой до последней секунды выглядит как спектакль. Мы создаем театрально-цирковые коллективы, которые работали в одном составе не один год и могли бы выступать во всех цирках. Я ставлю задачу, чтобы такая программа могла существовать минимум пять лет. А что касается заезженности, то, как я ранее говорил, сегодня у Росгосцирка есть 43 цирка, из них работают 35. У них есть своя программа. Сезон у нас разбит на шесть прокатных периодов и включает в себя 20 представлений. То есть каждый цирк принимает в год от шести до восьми разных программ или каждая программа за год меняет от шести до восьми цирков. Таким образом, зрителям будут показывать разные программы, созданные в разных цирках.

СОсенью стало известно, что Росгосцирк поглотил один из самых старых цирков России — Большой Санкт-Петербургский. Цирку на Фонтанке действительно нужна поддержка?

Он абсолютно самоокупаемый и мог бы существовать без господдержки.

СТогда почему не дать ему возможность жить на заработанные средства?

Раньше Союзгосцирк объединял все цирки страны, но с распадом Советского Союза часть цирков из системы вышла. В итоге Росгосцирк оказался региональной организацией без столичных площадок. В связи с этим возник ряд проблем: артисты лишились главных столичных площадок, внимание зрителей и СМИ к цирку резко упало. Я считаю, что цирк на Фонтанке — один из главных цирков страны, и в наши задачи входит создать условия, чтобы он стал премьерным для Росгосцирка, чтобы там создавались и раскручивались современные цирковые спектакли и звезды. Этот цирк должен быть на слуху у всех. Эта площадка для нас стратегически необходима. Понимаете, для каждого артиста возможность выступить на манеже цирка на Фонтанке должна быть таким же успехом, как для оперного певца или артиста балета — выступление на сцене Большого театра. Поэтому для нас цирк на Фонтанке — локомотив, премьерная площадка.

СХудрук петербургского цирка Слава Полунин хочет привозить зарубежных артистов и постановки, но если цирк на Фонтанке попадет в конвейер, то такой возможности не будет. Если цирки ничем не будут отличаться, зачем держать художественных руководителей? Достаточно будет иметь хорошего управленца.

Цирк на Фонтанке не будет конвейерным. Там будут создаваться новые спектакли, в том числе под руководством Полунина. Это будет творческая лаборатория, и оттуда спектакли будут выходить в прокат, в конвейер. Замечу, что не все представления, которые у нас существуют, дотягивают до уровня цирка на Фонтанке. Он должен стать мощным катализатором. Я не допущу туда ни одну программу ниже необходимого уровня.

СЕсть ли вероятность, что Росгосцирк снова станет цирковой монополией и включит в себя цирк на проспекте Вернадского, цирк на Цветном бульваре и другие цирки, которые пока не входят в вашу компанию?

Перед нами такой задачи не стоит.

СВ настоящее время цирк на Фонтанке закрыт на капитальный ремонт. Что будет показано на открытии?

В декабре цирк на Фонтанке откроется специальной программой «Бал у Чинизелли, или 1001 Золушка» — это будет его визитная карточка, как «Лебединое озеро» для Большого театра. В феврале-марте мы запускаем еще одну программу с Олегом Поповым в главной роли.

СВ этом году Олег Попов впервые за 24 года приехал в Россию, чтобы принять участие в цирковой премии «Мастер». Расскажите подробнее, что он будет показывать в феврале-марте и есть ли вероятность, что он вернется в Россию насовсем?

Мы заключили с Олегом Поповым контракт. Не знаю, переедет ли он в Россию насовсем, но точно теперь станет приезжать сюда чаще. Олег Константинович примет участие в специальном шоу Росгосцирка «Пусть всегда будет солнце» (отсылка к его известной репризе «Лучик». — Прим. ред.) в цирке на Фонтанке. В программе примут участие выдающиеся артисты: Марианна Волжанская, Тамерлан Нугзаров, Юрий Володченко, а также восходящие звезды российского цирка. Скоро о них узнает вся страна. Премьера спектакля назначена на 12 февраля. Представление будет идти два месяца.

СЯ так понимаю, что цирк на Фонтанке будет открыт в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Что будет обсуждаться в вашей секции?

Первое направление будет вести Слава Полунин, который возглавит направление клоунады. К нам приедут выдающиеся артисты, в том числе 52 клоуна. Мы поговорим с ними о клоунаде, которая переживает сейчас огромный кризис. Вторая тема — социоцирк, то есть проблема адаптации цирковых артистов после завершения активной деятельности.

Третье направление, которое буду вести я, — создание индустрии цирка. Сейчас цирк обделен вниманием инвесторов, хотя мы имеем признаки шоу-бизнеса — не хотелось бы использовать это слово, но мы очень близки к кинопрокату, кино и к шоу-бизнесу. Мы хотим поговорить о том, как нам привлечь новых инвесторов и режиссеров. Цирк — очень закрытое сообщество, которое играет по своим правилам. И многочисленные цирковые фестивали интересны только нам самим, а мы хотим стать по-настоящему известными.С