Вадим Рутковский: Американская «Лулу» и еще 5 важных оперных постановок нового сезона
1. «Лулу» в Metropolitan Opera с 5 ноября по 3 декабря; трансляция в Москве 21 ноября
Неоконченную оперу Альбана Берга, практически эротический триллер, в Met поставил выдающийся современный художник Уильям Кентридж. Уроженец Йоханнесбурга много лет провел в Париже и всегда страстно увлекался русским авангардом, в чем любой желающий мог убедиться на огромной выставке Кентриджа в «Гараже». Тогда же, в 2011-м, художник показывал в Москве свой перформанс «Я не я и лошадь не моя», вдохновленный гоголевским «Носом», увиденным сквозь красное революционное зарево и кровавое большевистское марево 1920-х. Оперу Шостаковича «Нос» Кентридж ставил в той же Met — ее показывали на российских киноэкранах в прямой трансляции (а на прошлогодний Net приезжал аскетичный оперный перформанс Кентриджа «Зимний путь»). Та же счастливая участь ждет и «Лулу» — компания Cool Connections транслирует дневной нью-йоркский спектакль в субботу, 21 ноября, в 20.30 по московскому времени. В заглавной партии — немка Марлис Петерсен, исполнявшая Лулу совсем недавно в постановке Дмитрия Чернякова на сцене Баварской оперы в Мюнхене. Петерсен — выдающееся сопрано и, что даже важнее, сильная драматическая актриса — не теряется даже в неистовом коллажном мире Кентриджа. Кстати, другая важная интерпретация оперы принадлежит Кириллу Серебренникову — австрийский композитор Ольга Нойвирт дописала и переписала Берга, превратив его в «Американскую Лулу». Но то было в Берлине, а настоящая американская — вот она, в Нью-Йорке и немного в Москве. Серебренников тем временем выпускает «Саломею» в Штутгарте.
2. «Саломея» в Штутгартской опере 22 ноября, 1, 4, 8, 15 декабря, 13, 17, 21, 30 января 2016 года
«Лулу» основана на драматической дилогии Франка Ведекинда, модернистский шедевр «Саломея», первая опера Рихарда Штрауса, — на другом пряном и возбуждающем тексте, пьесе Оскара Уайльда о падчерице порочного царя Ирода, потребовавшей в награду за танец голову отказавшего ей во взаимности Иоканаана, то есть Иоанна Крестителя. По легенде, Мари Виттих, первая исполнительница партии Саломеи в дрезденском спектакле 1905 года, заявила: «Я не буду это петь, я порядочная женщина», но вовремя передумала. Демоны распутницы, бунтарки, жертвы Саломеи — бессмертны; в версии Серебренникова их проводником на сцену выступает сопрано Симона Шнайдер.
3. «Аида» в Немецкой опере 22, 25, 28 ноября, 3, 6, 10 декабря
Берлинская постановка относительно молодого (1977 года рождения), аккуратного и толкового режиссера Бенедикта фон Петера — на радикальные новации рассчитывать стоит вряд ли, но и в качестве сомнений нет. За дирижерским пультом — вундеркинд Андреа Баттистони: веронский парень на 10 лет младше фон Петера, но уже к 20 с небольшим хвостиком годам приобрел международную известность; в послужном списке Баттистони значится и сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным симфоническим оркестром, и работа с Валерием Гергиевым над постановками «Тоски» и «Турандот» в Мариинском. В «Аиде» же российское участие весьма значительно: в заглавной партии — Татьяна Сержан, уроженка Петрозаводска и солистка Мариинского театра, в партии Амнерис — москвичка Анна Смирнова, один из главных вердиевских голосов мира. Впрочем, в оперном мире государственные границы давно стали чистой формальностью.
4. «Иоланта / Щелкунчик» в Парижской государственной опере с 7 марта по 1 апреля 2016 года
Дмитрий Черняков в России последний раз ставил на открытии исторической сцены Большого театра — «Руслана и Людмилу» и гала-концерт открытия. Зато в его европейских постановках можно сбиться со счета: 23 января он восстанавливает в Лионской опере «Леди Макбет Мценского уезда», впервые поставленную в 2008-м в Дуйсбурге, в марте устраивает вечер Чайковского в самом ослепительном театральном здании мира — парижском Дворце Гарнье, а уже в мае выпускает в Цюрихе «Пеллеаса и Мелизанду» (не считая возобновлений «Сказания о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре — опера переезжает в пространство новой сцены, и «Парсифаля» с «Царской невестой» в Берлинской государственной опере). Партию короля Рене исполняет украинский бас Александр Цымбалюк, Иоланты — болгарское сопрано Соня Йончева, однако в этом хитром спектакле приманкой служат не только оперные звезды. Черняков объединил одноактную оперу с балетом «Щелкунчик», пригласив к работе над ним сразу пять крутых хореографов (стоит напомнить, что уже в предыдущей постановке Чернякова, мюнхенской «Лулу», значение имели пластические эпизоды Татьяны Багановой). С Мариусом Петипа соревнуются руководитель балета Парижской оперы Бенжамен Мильпе, Сиди Ларби Шеркауи, Эдуар Лок, Артур Пита и Лиам Скарлетт. Билеты уже распроданы, но в Парижской опере можно отхватить хорошее место в день представления — мне, во всяком случае, пару раз везло.
5. «Сказки Гофмана» в «Комише опер» с октября по июль 2016 года
Возвращаясь к ослепительным театральным строениям: спектакли нынешнего худрука берлинской «Комической оперы» Барри Коски посоперничают со многими архитектурными сооружениями, особенно те, где Коски сотрудничает с любимцами Чеховского фестиваля Полом Барриттом, Сьюзен Андрейд и их компанией «1927». «Сказки Гофмана» сделаны без их участия: для превращения фантазмов Оффенбаха в универсальный кошмар художника Коски понадобилась палитра мрачнее.
6. «Царь Кандавл» в Опере Фландрии 25, 27, 30 марта и 1, 3 апреля 2016 года в Антверпене и 13, 16, 19, 24 апреля в Генте
Великий путешественник Андрий Жолдак продолжает открывать незаезженные музыкальные шедевры на сценах маленьких европейских городов. «Царь Кандавл» — последняя опера австрийского композитора Александра фон Цемлинского (1871–1942), чуть ли не единственным пропагандистом которого в России сегодня выступает Владимир Юровский. «Царь Кандавл» настолько неизвестен у нас, что даже либретто (по пьесе Андре Жида) на русском языке не найти (и балет помянутого выше Мариуса Петипа, основанный на другом литературном первоисточнике — новелле Теофиля Готье, но том же мифе, давно сошел со сцен). Зато полно статей о кандаулезизме — сексуальной перверсии, восходящей к печальной истории лидийского царя, чересчур возгордившегося красотой своей жены Нисы. Наэлектризованная эротикой и религией атмосфера завораживала в прошлогоднем оперном спектакле Жолдака — «Мирандолине». За дирижерским пультом — младший брат Владимира Юровского, Дмитрий Юровский, нынешний музыкальный руководитель Новосибирского театра оперы и балета, в главных партиях — солист Михайловского театра Дмитрий Головнин и знаменитое шведское сопрано Элизабет Стрид, но, конечно, это тот случай (что оперных пуристов должно сильно раздражать), когда имя постановщика в команде доминирует.