«Тренд возникает из коллективного бессознательного». Что происходит в дизайне интерьера
Павел Макеев: Давайте начнем наш разговор с моды. Как можно определить, что быстро выйдет из моды?
Ольга Косырева: Что быстро вошло, то быстро выйдет. Если вы проснулись, а вокруг все ходят в розовом, то ждите, что завтра, проснувшись, ничего розового вы не увидите. Вещи, которые надолго закрепляются в нашей жизни, входят в нее постепенно, медленно, по частям. И только потом появляются в брендбуках и на выставках. Этот процесс может длиться годами — формирование тренда занимает 3–5 лет.
Павел Макеев: Светлана, как вы определяете, что скоро выйдет из моды?
Светлана Арефьева: Моя работа совсем не про тренды и не про моду. Я работаю с красивыми и комфортными вещами, поэтому вопрос про то, что и когда выйдет из моды, не совсем ко мне. Хотя я и предчувствую тренды. Например, я заметила, что многие тяготеют к мебели из 80-х, к раздвижным столам — а спустя какое-то время дизайнерские бюро стали выпускать коллекции с такой мебелью. Я улавливаю тренды, но не верю в них.
Ольга Косырева: Что вы имеете в виду?
Светлана Арефьева: Для меня тренды не имеют значения, они не влияют на мою работу. Я не использую брендбуки, к примеру. Цвет прошлого года — фиолетовый — я не использовала ни разу. Я делаю то, в чем мне и заказчику хочется жить.
Ольга Косырева: Я всегда удивляюсь, когда кто-то считает, что тренд — это что-то неискреннее. Тренд возникает из коллективного бессознательного.
Светлана Арефьева: И все же в первую очередь я слушаю реального заказчика, узнаю его предпочтения и потребности, а не навязываю модные павлиньи перья.
Ольга Косырева: Мы сразу заговорили про интерьер жилья, но в задачи дизайнера интерьера входит еще много чего: оформление магазинов, витрин, ресторанов, выставок, баров. И большая часть этих задач относится к созданию чего-то, что проживет краткое время — в таких случаях очень важно попасть в тренд.
Павел Макеев: А если рынок перенасыщен трендовыми вещами, тренд пропадает?
Ольга Косырева: Так бывает. Но, например, восточный стиль никогда не уйдет — он как был популярен с конца XIX века, так и будет популярен. Но в таких «вечных» стилях нужно идти к первоисточнику. Нужно понимать, что «прованс» во Франции — не то же самое, что «прованс» для человека из России, не разбирающегося в дизайне профессионально. Однако с какими-то вещами действительно происходит то, что вы описали: когда плиссированные юбки начинает носить каждая вторая девушка, то их очень скоро вообще перестают носить.
Павел Макеев: Сколько стилей может быть смешано в одной квартире?
Светлана Арефьева: Несколько — вполне, но смотря какие. Чистые стили вроде ар-деко и ар-нуво плохо смешиваются с чем-либо.
Ольга Косырева: Это правда. Достаточно просто «поженить» простой фон и сложную вещь. Я видела много таких примеров. Например, еще во времена Ренессанса архитекторы делали в простых стенах очень сложные порталы.
Светлана Арефьева: Это объясняется тем, что работа на контрасте — один из основных декораторских приемов. Хотя есть и прием, построенный от обратного. Его лучше всего объясняет байка про двух архитекторов, отца и сына. Молодой архитектор говорит отцу, что его первое здание наконец построено. Отец приходит посмотреть на это здание, возвращается к сыну и хвалит его со словами: «Ты молодец, я прошелся по проспекту и твое здание не заметил». То есть иногда мы в дизайнерских решениях мимикрируем под среду.
Павел Макеев: Есть ли критерии качества какой-либо вещи, используемой в дизайне интерьера?
Ольга Косырева: У меня есть любимое определение качества вещи. За три года до «своего времени» вещь выглядит вызывающей, за год — смелой, в «свое время» она красива, через год она уже некрасива, через 10 лет — уродлива, через 50 выглядит милой, через 100 — прекрасной. Чем больше дистанция, тем значимее кажется вещь.
Светлана Арефьева: Сейчас много мебельных фабрик выпускает вдохновленную советским временем мебель. Но я считаю, что лучше купить кресло 50-х годов, чем кресло, копирующее его.
Ольга Косырева: Совершенно согласна. Если у вас что-то осталось из советского прошлого — храните это. На разных сайтах такие вещи расхватывают за день. Дизайнеры гоняются за такими вещами.
Павел Макеев: Давайте поговорим о русском стиле. Что он сейчас представляет собой?
Ольга Косырева: Грубо говоря, это смешение французского стиля и нижегородского. Он совмещает в себе эклектичность, советскую культуру и подходящие материалы под климатические условия местности. И на всем лежит печать ностальгии. Россияне любят погрустить и поностальгировать. Особенно о том, чего не было.