Дмитрий Волков: Скука — очень продуктивное состояние
Ɔ. Существует ли зависимость от гаджетов или говорить об этом в мире переизбытка информации — все равно что говорить о зависимости от воздуха?
Грань между зависимостью от интернета и временем, когда человек просто сидит в телефоне, определяется просто: достаточно понять, доволен ли человек своими привычками. Многие люди, проводящие дни в социальных сетях или компьютерных играх, на самом деле жалеют о потраченном времени. Особенно если им дать полную информацию о том, сколько времени у них на это ушло. Если они при этом не могут отказаться от такого поведения — это признак зависимости.
Мне самому очень хорошо знакомо это ощущение. У меня выработалась потребность часто включать телефон и проверять, пришли ли новые сообщения. Я непроизвольно достаю телефон, как только начинаю скучать. В то же время скука — очень продуктивное состояние. Именно в такие периоды мне раньше приходили самые интересные мысли.
Ɔ. Пробовали ли вы сами отказываться от гаджетов и на сколько вас хватило?
Да, периодически отказываюсь — на десять дней, во время отпусков. Но у меня есть и другие способы «детокса» от технологической зависимости.
Во-первых, я специально купил обычный телефон, без функций смартфона. Иногда беру с собой именно его. На меня, конечно, смотрят с удивлением: почему у меня такой допотопный аппарат? И часто неудобно: не могу отправить сообщение или проверить почту. Но в качестве «детокса» это помогает.
Для контроля и объективной информации я установил на телефон приложение, считающее время, которое ты потратил на использование телефона: оно выдает сообщения, когда превышен лимит, и может даже автоматически блокировать телефон. Вообще, для меня было открытием, что я могу пользоваться телефоном пять-шесть часов в день. Но программа не совсем удобная, сильно садится батарейка и иногда все подвисает.
Еще одно решение: не носить телефон с собой в квартире. Я определил для него одно конкретное место — в коридоре. Там он и заряжается. Это помогает освободиться от девайсов в то время, когда я не работаю. И я стараюсь не пользоваться телефоном как будильником, чтобы не ложиться с ним спать и не проверять его первым делом утром.
Ну и, наконец, последнее: я отключаю все уведомления на телефоне. Это позволяет избежать активного вмешательства в мою жизнь. Когда мне нужно, я посмотрю, что нового произошло.
Ɔ. Вы когда-нибудь ограничивали время, проведенное с гаджетами, у ваших детей? И как вообще можно справиться с детской интернет-зависимостью?
В моей семье такой проблемы нет. Скорее, десятилетняя дочка критикует меня за то, что я с телефоном, и ограничивает мое время с ним. По вечерам мы с ней иногда ужинаем в ресторане, и она меня одергивает: «Папа, ты опять за телефон». Я ей: «Ну мне по работе нужно ответить только на одно сообщение». Она смотрит укоризненно, и я откладываю смартфон в сторону. Вот так. А сама она все время свой телефон теряет, или он у нее разряжается. Я доволен, что у нее пока нет такой зависимости. Основная ее зависимость — это домашние животные. Она их очень любит и все время просит новых. Это прямо беда.
Если говорить о способах борьбы с интернет-зависимостью, то, например, в Калифорнии есть порядка 40 вальдорфских школ, где учатся дети многих боссов крупных технологических компаний. Они «антитехнологичные»: вместо компьютеров и айпадов — обычные доски, бумага и карандаши. В таких школах практически нет дистанции между учителями и учениками, нет домашних заданий и оценок. Взрослые и дети часто занимаются каким-то общим трудом: например, вяжут носки или сочиняют музыку.
По данным Ассоциации вальдорфских школ Северной Америки, 94% выпускников этих учебных заведений поступили в университеты, в том числе и такие престижные заведения, как Оберлин, Беркли и Вассар. Но в этом нет ничего удивительного. Ведь речь идет об учениках, в семьях которых высоко ценится образование, и родители ищут для своих детей особые частные школы и могут за них платить. Мне трудно дать оценку самому методу «низкотехнологичного» обучения без учета остальных факторов. Но своих детей я все-таки предпочел отправить в обычную школу.Ɔ.
Беседовал Александр Мурашев