«Однажды я напишу книгу о карьере волынщика». Интервью с исполнителем, чья музыка звучит в «Титанике» и «Южном парке»
Ɔ. Вы играли для «Титаника» и для «Южного парка». Как вы выбираете, в каком проекте принять участие? Для зрителя между «Титаником» и «Южным парком» огромная пропасть.
Да уж! «Титаник» и «Южный парк» — что может быть более разноплановым? Для «Южного парка» волынка использовалась для создания комического эффекта. Эпизод, в котором я участвовал, писался в период выхода «Храброго сердца» и «Титаника». Эти фильмы сделали волынку и кельтскую музыку очень популярными. Голливуд тогда транслировал мысль, что волынка – это круто.
Ɔ. Что волынка передает в «Титанике»? Почему композитор Джеймс Хорнер решил включить ее звучание в саундтрек?
Джеймс Хорнер говорил мне, что в фильме звук волынки олицетворяет душу корабля. Он любил волынку за ее запоминающееся экспрессивное звучание. Он также использовал этот инструмент, чтобы передать дух Уильяма Уоллеса и Шотландии в саундтреке к фильму «Храброе сердце».
Ɔ. Есть ли проект, в котором вы мечтаете принять участие — и почему?
Я бы очень хотел исполнить музыку из «Храброго сердца» в формате киноконцерта, как мы сейчас делаем в шоу «Титаник. Live in Concert». Эту тему мы обсуждали с Джеймсом Хорнером во время одной из последних наших встреч, которая состоялась в Норвегии за месяц до его гибели. Он был бы счастлив, если бы подобное шоу состоялось, поскольку саундтрек к этому фильму — один из его самых любимых.
Помимо этого, я мечтаю посотрудничать со Стингом и Питером Гэбриелом. Я работал со многими известными артистами, но этих двоих я обожаю.
Ɔ. Могли бы вы рассказать что-нибудь про съемки известных фильмов? Какие-то истории, которые никто не знает.
У меня так много историй, что я, наверное, однажды напишу книгу о сумасшедшей карьере профессионального волынщика! Например, есть одна история про фильм «Храброе сердце». Мы записывали саундтрек в студии Abbey Road в Лондоне с Лондонским симфоническим оркестром в течение двух недель в 1995 году. Мел Гибсон все это время был вместе с нами, что само по себе поразительно. В один первых дней записи нам устроили экскурсию по легендарной Studio Two, в которой The Beatles записали многие свои альбомы. Я был переполнен эмоциями, ведь эта группа была одной из моих самых любимых в юношестве. Двумя днями позже я увидел пожилого джентльмена, который зашел в нашу студию и заговорил с звукорежиссером Шоном Мерфи. Я поинтересовался, кто это. Оказалось, что это знаменитый продюсер The Beatles сэр Джордж Мартин. Ближе к концу нашего двухнедельного марафона с «Храбрым сердцем» я стоял рядом со Studio One, разговаривал с ассистентом Мела Гибсона, когда вдруг заметил группу людей, выглядящих как рок-звезды. Они шли в нашу сторону по коридору. Когда они поравнялись со мной, я узнал сэра Джорджа Мартина, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Стара. The Beatles! Они пришли, чтобы встретиться с Мелом Гибсоном и послушать музыку из фильма вживую. Они поздоровались и вошли в студию. Мел стоял спиной ко входу и долгое время их не замечал. А когда повернулся, он был в шоке!
Ɔ. Вас пригласили исполнить Amazing Grace на похоронах бывшего президента США Рональда Рейгана. Какие эмоции вы испытывали в связи с этим и что думаете об этом сейчас?
Это был важный момент в моей карьере. Не могу сказать, что я большой сторонник политики Рейгана, но для меня было огромной честью играть на похоронах президента Соединенных Штатов. Его жена Нэнси отправила мне прекрасное письмо с благодарностью после этого. Тогда я почувствовал себя очень важной персоной.
Ɔ. Что вы думаете о киноконцертах? Почему фильмы в сопровождении оркестра так популярны сегодня?
Я думаю, что подобный формат дает людям новые ощущения от возможности не только увидеть один своих самых любимых фильмов, но и услышать музыку именно в таком виде, в котором она была записана на оригинальной аудиодорожке. После мировой премьеры шоу Титаник Live in Concert в Лондоне в 2015 году режиссер фильма Джеймс Кэмерон сказал мне, что, несмотря на то что он посмотрел фильм уже тысячу раз, опыт от его просмотра в сопровождении живого симфонического оркестра помог ему раскрыть мощь эмоций, которую он ранее не испытывал. Такой опыт дает людям именно то, чего хотел Джеймс Хорнер — чтобы музыка пронзила людей насквозь.Ɔ.
Беседовал Александр Косован
Перевод: Ольга Линниченко