«Сквозь маску лицедея»: Владимир Мирзоев, Константин Богомолов, Виктор Шендерович и другие — о месте Олега Табакова в нашей жизни
Владимир Мирзоев, режиссер:
Олег Павлович — герой нашего времени. Его жизнь — обыкновенная история. Сквозь маску записного лицедея и ловкого царедворца неизменно проступали другие, прекрасные лица: юного идеалиста Олега из «Шумного дня» Эфроса, пламенного режиссера-авангардиста Искремаса из нежнейшей картины Митты «Гори-гори, моя звезда» и, конечно, образ Ильи Ильича Обломова. Этот фильм, по-моему, главный в биографии Табакова, Михалкова, в биографии всего поколения — он подводит печальную черту под надеждами шестидесятников. «Обломов» — констатация сонного безволия, духовной импотенции российской элиты, выбор в пользу Штольца, окончательный и бесповоротный. Чтобы выжить в наших условиях, нужно стать «немцем» — прагматиком, циником, деловым человеком. Дурной сон русской истории не победить — ни поэзией, ни великим искусством, ни верностью идеалам юности. Одному Богу известно, как Олег Павлович справлялся с этими правилами игры… Царствие небесное.
Михаил Швыдкой, бывший министр культуры РФ, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству:
Несмотря на то что мы знали, что в последние месяцы Олег Павлович был очень болен, трудно было поверить в то, что он уйдет из жизни. При всех его болячках последних лет он обладал невероятной жизненной энергией. Он рано получил свой первый инфаркт — в 29 лет. Человек знал, что такое рвать сердце на подмостках. Олег Павлович был страстен в искусстве, в жизни, в семье и среди близких, которых он боготворил.
Его уход — это уход последнего великого артиста МХТ. Олег Павлович, как никто другой, понимал роль Московского художественного театра в русской и мировой культуре и в совершенстве владел методом Станиславского. Не случайно он возглавлял школу-студию МХТ и создал то, что называется сегодня «Табакеркой».
Я был министром культуры, когда умер Олег Николаевич Ефремов. И тогда я точно знал, кто должен возглавить театр, что это должен сделать Олег Павлович. Кто теперь — я не знаю. Его уход — многоточие для театра, если не точка.
Виктор Шендерович, писатель:
Когда умирает близкий человек, мы оплакиваем себя — таких, какими были только с ним и больше не будем ни с кем никогда. И я реву сейчас в память о пятнадцатилетнем мальчике, для которого весь мир поделился на «до» и «после» встречи с Олегом Павловичем Табаковым. В каком-то, и очень значительном, смысле — меня бы не было, если бы не эта счастливая встреча... Когда найду в себе побольше сил, напишу уже не о себе, а о нем. Светлая память, Олег Павлович... Спасибо вам.
Егор Бероев, актер:
Я благодарен Олегу Павловичу за период времени, когда мы работали вместе. Мы играли спектакль «Обыкновенная история» по Гончарову. Он — дядюшку, я — племянника. Олег Павлович был потрясающим мастером ремесла. Он знал ходы, знал, как заставить зал слушать себя, как смешить, как поставить репризу. Знал настолько хорошо, что мог передавать своим ученикам. Он научил меня этому. И я за это ему очень благодарен.
Андрей Бильжо, художник-карикатурист:
В культуре и искусстве есть первые и вторые, а есть глыбы — как Олег Павлович.
Когда такие глыбы уходят, кажется, что культура в широком смысле этого слова рухнет. Табаков невероятно много сделал для кино и театра: тут и озвучка, и запоминающиеся роли. Он основал «Табакерку» и оставил после себя много талантливых учеников. Он раскрыл все грани творческой личности. Даже трудно представить, что один человек мог столько сделать. Ушла мощная фигура. Светлая память.
Дмитрий Крымов, художник, сценограф, режиссер и театральный педагог:
Это ужасно. Олег Павлович долго болел, но его смерть все равно неожиданна. Он был очень хорошим человеком. Хотя я его не знал близко, но всегда испытывал к нему теплые чувства. Уходит эпоха, сегодня от нее откололся еще один значительный кусок.
Константин Богомолов, режиссер:
У меня нет слов. Смерть Олега Павловича для меня личная потеря, и мне очень тяжело об этом говорить.
Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга:
Я знал Олега Павловича лично, и у меня с ним были добрые отношения. Он в свое время входил в комиссию и продвигал меня на Госпремию много лет назад. Но у меня к нему всегда был свой интерес: он рассказывал мне про Высоцкого. Он был на самом деле добрым человеком. Просто добрым человеком. И мне было очень интересно и приятно с ним разговаривать.
Римас Туминас, художественный руководитель Театра имени Вахтангова:
Что сказать? Смерть всегда неожиданна. Олег Павлович — такой жизнерадостный человек, такой теплый, свой. Он любил жизнь и умел жить. Недавно говорил мне: «Римас, тебе надо есть манго. Я ем манго».
Он прилетал в Вильнюс, всегда замечал меня и шел ко мне с такими улыбающимися глазами: «Скажи, что за страна? Почему у вас так много режиссеров, а я у себя не нахожу». Со скорбью могу сказать, что мы так вместе и не поработали на одной площадке, хотя и были договоренности.
У меня о нем останутся только светлые и радостные воспоминания.