Британец, изменивший российскую историю
Я живу в Англии — но еще и в России, потому что читаю газеты и сайты, потому что там друзья, потому что мне не все равно.
Я читаю про то, что Министерство культуры ходатайствует в суде о продлении арестов обвиняемым по делу «Седьмой студии», и все еще удивляюсь.
Я с ужасом читаю про то, как российского предпринимателя запытали до смерти в СИЗО в Петербурге. Пытки, судя по описаниям, были страшные, средневековые.
Я читаю полученное «Новой газетой» письмо от заключенного Верхнеуральской колонии, в котором он описывает тюремную жизнь и заключает это письмо словами: «Хочется заснуть и не проснуться, смерть становится желанной».
И в те же дни я гуляю по древнему городу Тотнес, что в графстве Девон, где неплохо сохранилась крепость X века, а сам городок красив и ухожен. Я захожу в церковь Св. Марии XV века и нахожу на одной из стен выбитую на камне надпись и барельеф. В самом низу слова по-русски: «Въ темнице былъ и вы пришли ко мне».
По-английски на мемориальной доске выбито: «В память о Вальтере Веннинге, основателе Общества помощи тюрьмам России, который родился в городе Тотнес в 1781 году. Его жизнь была посвящена служению Господу и заботе о несчастных узниках. Он умер в Санкт Петербурге в 1821 году от тифа, которым он заразился в тюрьме.
А также его старшему брату Джону Веннингу, который был одержим теми же порывами и разделял его усилия».
Я никогда не слышала о Вальтере Веннинге и бросилась собирать по крупицам то, что о нем известно.
Вальтер Веннинг был филантропом и членом Лондонского общества улучшения тюремного порядка. В порыве помочь русским узникам он в 1817 году отправился в Россию, где уже работал его брат Джон. Разрешение на посещение тюрем дал Веннингу князь Александр Голицын. Вальтер Веннинг на протяжении двух лет изучал русские тюрьмы, после чего подал записку на имя императора Александра I.
В ней, в частности, были такие слова: «Нужные места, не чистившиеся несколько лет, так заразили воздух, что почти невозможно было сносить зловоние. В сии места солдаты водили мужчин и женщин одновременно, без всякого разбора и благопристойности. В камерах было также темно, грязно, а пол не мылся с тех пор, как сделан. Сидело в одной комнате 200 человек, и вместе с величайшим, например, преступником, окованным железом, несчастный мальчик за потерю паспорта».
Вывод делался неутешительный: «Невозможно без отвращения даже и помыслить о скверных следствиях таких непристойных учреждений: здоровье и нравственность должны гибнуть здесь, как ни кратко будет время заточенья».
После этого визита в России наконец-то обратили внимание на явное несоответствие ужасных условий в тюрьмах и даты на календаре. Для исправления ситуации было спешно создано Общество попечительства о тюрьмах, которое под влиянием Веннинга лично учредил Александр I.
Потом, правда, уже после смерти Вальтера Веннинга, князь Голицын был смещен с поста сопредседателя Общества попечительства о тюрьмах, причем смещен очень по-русски: на заседание общества пришел обер-полицмейстер Петербурга и занял место председательствующего.
Ну, а впоследствии, уже при Николае I, во главе общества встал граф А. Х. Бенкендорф, шеф жандармов и создатель тайной полиции.
А потом Общество попечительства о тюрьмах и вовсе перешло в ведомство министерства внутренних дел. Круг замкнулся.
Но что-то Вальтер Веннинг все же успел сделать для заключенных в России.
Нет, не подумайте, что он хотел помогать исключительно русским узникам. Из России Вальтер собирался плыть в Данию, но помешала погода.
До своей поездки в Россию Вальтер Веннинг занимался английскими тюрьмами.
Он был последователем английского гуманиста Джона Ховарда, который еще в XVIII веке основал Лондонское общество тюремной реформы. Кстати, Джон Ховард тоже умер от тифа, отправившись в Крым и заразившись от заключенных в Херсонской тюрьме, где он пытался им помочь.
Что же это такое? Почему эти англичане пытались помочь, вытащить Россию из средневековья?
Кстати, помогали или пытались помочь не только англичане. И не только в XVIII–XIX веках. В 90-х годах прошлого века финансист и филантроп Джордж Сорос серьезно занимался организацией помощи по борьбе с туберкулезом в российских тюрьмах.
Все они были филантропы и гуманисты!
И князь Александр Голицын был, кстати, не только министром духовных дел, но одновременно возглавлял Библейское и Императорское человеколюбивое общество.
Человеколюбивое общество! Министр духовных дел. Как замечательно это звучит. И как безнадежно архаично — на фоне того, что Министерство культуры ходатайствует о продлении арестов.
Ах, да, забыла, англичане еще и Павла I убили. И Лумумбу. И всех австралийских аборигенов.
«Здоровье и нравственность должны гибнуть здесь», — написал Вальтер Веннинг императору Александру I. Правда, речь там шла о российских тюрьмах начала XIX века.