Лекция

Что делает человека другим

Отличие людей от животных никак не связано с генами и нейронами. Мы обычные млекопитающие, состоящие из тех же «кирпичиков», что и все остальные. Но иногда мы ведем себя совершенно особым, не виданным в животном мире способом.

Вот два человека молча сидят за столом, не смотрят друг другу в глаза и время от времени по очереди поднимают руку и передвигают маленькую деревянную фигурку. Но это фигурка особенная, а два человека — шахматные гроссмейстеры на турнире, и они затрачивают до 7 тысяч килокалорий в день. По затратам энергии они могут сравниться с бабуином, который только что вспорол брюхо врагу.

Убийство на заказ

Мы не единственный вид животных, который целенаправленно убивает представителей собственного вида. Группы шимпанзе патрулируют границы своей территории и убивают всех встреченных самцов-чужаков. Они систематически уничтожают соседнее племя. Это прообраз геноцида.

Но не все аспекты нашего поведения имеют аналоги в животном мире. Приведу пример незаметной агрессии. Каждый день на авиабазе Неллис в Неваде люди приходят на работу, включают приборы и поднимают в воздух беспилотные бомбардировщики на другом конце земного шара. Они весь день убивают людей, которые находятся в десятках тысяч километров от них. А вечером идут домой и как ни в чем не бывало снова становятся любящими мужьями и отцами. Неудивительно, что уровень психологических проблем среди этих людей крайне высок.

Модель психического

Это очень важный этап в развитии человека. Ребенок трех-пяти лет уже понимает, что переживания, желания, знания и намерения других людей могут отличаться от его собственных. Зачатки модели психического есть и у животных. В ходе эксперимента двух шимпанзе сажают в клетки в разных концах комнаты, а между ними ставят ширму. Эта ширма может быть прозрачной и непрозрачной. Исследователь кладет банан со стороны того шимпанзе, который не пользуется в стае уважением. Если ширма непрозрачна, этот шимпанзе видит банан, а авторитетный шимпанзе из другой клетки не видит ничего. Если поставить прозрачную ширму, видеть банан будут оба.

Теперь вы выпускаете их из клеток, и наш шимпанзе думает: «Этот крутой парень не видел банана, потому что экран был непрозрачный, пойду-ка и схвачу этот банан». Или: «Ширма была прозрачной, даже дергаться не буду: он все равно его отнимет». Шимпанзе с низким статусом знает, что там лежит банан, но не идет за ним, потому что он тоже обладает моделью психического.

Но у других видов нет вторичной модели психического. Ни одно другое животное не сможет сидеть на комедии Шекспира и понимать, что у кого там с кем происходит.

Золотое правило нравственности

Это базовый принцип нашей морали: поступай с другими так, как поступил бы с собой. И развитие этого принципа — око за око, зуб за зуб.

Оказывается, и в этом мы не исключительны. Летучие мыши-вампиры кормят детенышей коровьей кровью, которую приносят в гнездо в специальной полости во рту. Кормят не только собственных детенышей, но всех, кто находится в гнезде-коммуне. Если взять мышь и шприцом накачать ей глотку воздухом, чтобы пазуха раздулась, а затем вернуть ее в гнездо, то в следующий раз никто не станет кормить ее детенышей: остальные мыши подумают, что она раздулась от крови, но не хочет никого кормить. Летучие мыши тоже живут по правилу «око за око, зуб за зуб».

Наша уникальность — в способности понимать, при каких обстоятельствах кто-то получает в ответ не то, что получили бы вы. И осознавать, что кто-то может желать в награду то, чего вы себе не пожелаете.

Сочувствие

Это важнейшая отличительная характеристика человека. Но и тут мы не одиноки. Приматолог Франс де Ваал наблюдал, как самец шимпанзе все время задирал доминантного самца и тот его наконец побил. Но бывает и обратная ситуация: шимпанзе спокойно занимается своими делами, и тут доминантный самец в дурном настроении решает его побить совершенно ни за что. В первом случае шимпанзе напросился сам, а во втором он невинная жертва. И шансы второго на сочувствие со стороны других членов стаи в пять раз выше, чем у первого: другие шимпанзе подходят и утешают его. Они понимают, что такое быть жертвой, и хотят его поддержать.

Уникальность человека в формах, которые может принимать наше сочувствие. На картине немецкого художника-экспрессиониста Франца Марка «Судьба животных», написанной во время Первой мировой, вы видите животное, воющее на луну в центре хаотической сцены. Животного таких форм и цвета не существует в природе, но мы видим (и жалеем) в нем всех невинных жертв войны. Мы переносим сочувствие в сферу, о которой ни одно другое животное и понятия не имеет.

Отношение к награде

Теперь я расскажу о роли нейромедиатора дофамина. Он отвечает за удовольствие от вознаграждения. Считалось, что, когда дрессированная обезьяна выполняет задание, уровень дофамина у нее в крови растет в момент получения награды. Оказывается, все обстоит иначе: дофамин идет вверх, когда звучит сигнал к выполнению задания. То есть дело не в самой награде, а в ее предвкушении. А если обезьяна с равной степенью вероятности может получить или не получить награду, дофамина у нее вырабатывается еще больше.

У людей все устроено так же. Но человек отличается от животных тем, что у него между выполнением задания и получением награды может пройти очень много времени. Многие верят, что будут вознаграждены только после смерти, и готовы ради этого на самые тяжелые жертвы.

Социальные модели

Не только человек передает свои модели поведения следующим поколениям негенетическим путем. Я наблюдал за стаей бабуинов, в которой были убиты самые агрессивные самцы. Это была уникальная ситуация: самок оказалось в два раза больше, чем самцов, и все самцы были очень милы и дружелюбны. Возникла необычная социальная атмосфера: все ладили друг с другом, почти не было проявлений агрессии. И когда к стае присоединялись новые молодые самцы, они перенимали эту модель.

Не мы одни передаем свою культуру потомкам. Но только мы отличаемся ее исключительной сложностью.

Стремление сделать невозможное

Есть одно человеческое свойство, которое кажется мне наиболее характерным: чем меньше вероятность того, что что-то возможно, тем больше мы ощущаем, что это ДОЛЖНО случиться. Это противоречие не укладывается у нас в голове, но оказывается жизненно важным для человека моральным императивом.

Католическая монахиня Хелен Прежан всю жизнь проработала в отделении для смертников тюрьмы строгого режима в Луизиане. Когда ее спрашивали, как она может общаться с такими людьми, она отвечала: «Чем более непростительный поступок они совершили, тем больше заслуживают прощения». Меня поражает то великое и иррациональное, на что люди способны как вид. Именно здесь мы по-настоящему уникальны.

За время учебы вы, должно быть, поняли, что человеку практически невозможно изменить мир к лучшему в одиночку. Но чем яснее вы ощущаете это, тем сильнее стараетесь это сделать.