Клэй Ширки рассказывает о фундаментальных изменениях мировой медийной среды, произошедших благодаря появлению Интернета, и последствиях этой медиареволюции.

 

В мае 2007 года во время выборов в Нигерии прошла общественная кампания «Кинь SMS про выборы!». Граждане следили за законностью проведения выборов в районных избирательных пунктах и общались с помощью SMS-рассылок. В ноябре прошлого года во время президентских выборов в США была использована та же технология: люди снимали на мобильные, что происходит на их избирательных участках, и выкладывали эти видео и фотографии на один веб-сайт. Таким образом, благодаря развитию технологий, избиратели превратились в наблюдателей и контролеров. Но важнее в этой истории не технологический капитал, а социальный. «Все электронные игрушки начинают проникать в общество, не когда появляются на свет, а когда люди начинают воспринимать их наличие как должное. И тогда перенос технологий идет в неожиданном направлении».

Социальный аспект играет в средствах массовой информации все бóльшую роль, поэтому инновации могут возникать где угодно и распространяться в любых направлениях. Так, идея общественного контроля пришла из неразвитой Нигерии в передовую с точки зрения технологий Америку.

«Это тектонический сдвиг, фундаментальное изменение. Наше поколение переживает момент величайшего в истории человечества роста возможностей самовыражения».

 

 

За последние 500 лет было четыре периода революционных изменений в сфере распространения информации.

Первый — изобретение типографского пресса. Второе коренное изменение произошло 200 лет назад в области двусторонней коммуникации: появились сначала телеграф, потом телефон. Третий период связан с изобретением новых носителей информации. Полтораста лет назад изобрели первый отличный от бумаги способ хранить информацию: сначала фотографии, затем запись звука, затем кино. И, наконец, сто лет назад человечество овладело электромагнитными волнами и научилось передавать голос по воздуху — возникли радио и телевидение.

Телефон дал нам связь «один на один». Телевизор, радио, книги и журналы осуществляют связь «один со многими», но без возможности ответа.

 

 

Появление Интернета коренным образом изменило суть медийной среды. Клэй Ширки выделят три принципиальных изменения. Во-первых, Интернет — первый информационный канал в истории человечества, который обеспечивает единовременное общение групп людей, он осуществляет связь «многие со многими».

Во-вторых, вся информация становится цифровой и доступной благодаря Интернету. Телефонные звонки, журналы, кино переходят в Интернет и перестают быть просто источниками информации, они становятся местом и средством координации усилий.

Третье — самое важное изменение. Бывшие потребители информации сами становятся производителями контента. «Это как если бы вам вместе с каждой купленной книгой бесплатно давали еще и печатный станок или телефон умел бы превращаться в радио при нажатии нужной кнопки».

 

 

Изменения медиасреды необратимы и даже властям приходится считаться с этим. В качестве иллюстрации Клэй Ширки приводит историю освещения землетрясения в Китае. В прошлом мае в Китае, в провинции Сычуань, произошло ужасное землетрясение. Новости о нем поступали в реальном времени. Люди посылали SMS, снимали на мобильные телефоны и публиковали твиттер-сообщения на QQ, крупнейшем китайском интернет-сайте.

На BBC узнали о землетрясении с Twitter, на сайте объявили о землетрясении за семь минут до того, как Геологическая служба США выложила в Интернет первые сообщения. Само правительство Китая узнало о землетрясении от граждан, а не из сообщений агентства Синьхуа. Фотографии, сделанные местными жителями, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Через полдня уже работали сайты по сбору пожертвований.

Во время землетрясения огромное количество школ было разрушено. Граждане поняли, что эти потери объясняются тем, что коррумпированные чиновники брали взятки и закрывали глаза на нарушения при постройке школ. Дальше люди стали выпускать новости уже об этом. Несмотря на то что Китай — самый успешный интернет-цензор в мире, правительству не удалось ограничить интернет-поток общественных новостей. Начались демонстрации.

Для контроля информации в Китае используется так называемый Великий китайский брандмауэр. Это технология наблюдения за трафиком из нескольких точек, которая работает в расчете на то, что новости делают профессионалы, информация в основном приходит из-за границы, небольшими порциями и медленно. Все, что соответствует этим параметрам, власти могут фильтровать в режиме реального времени. Но в случае с землетрясением новости делались внутри Китая, местными жителями, любителями, так быстро, что не было ни малейшего шанса отфильтровать их в реальном времени. Поэтому китайские власти объявили, что закрывают доступ к Twitter, другой возможности контролировать новую медиасреду не существует. Еще в прошлом десятилетии большая часть информации для общественного потребления производилась профессионалами. Эта эпоха ушла в прошлое.

«Изменилась вся медийная экосистема, а не только одна стратегия. Сегодня мы живем в медийной среде, где информация глобальна, социальна, доступна и дешева. Но самое радикальное изменение — получатели сообщений отныне могут говорить друг с другом! Некогда лишь потребители, они теперь производители контента».

 

 

 

Иначе ситуация в медиамире была воспринята в ходе избирательной кампании Барака Обамы. Обама запустил сайт my.barackobama.com. Миллионы граждан США тут же зарегистрировались, чтобы с помощью друг друга добиться успеха. В самый разгар кампании Обама сообщил, что меняет свою позицию в отношении закона о контрразведке. В январе он высказывался против закона, запрещающего подавать в суд на провайдеров, помогавших правительству США незаконно следить за гражданами электронными методами. Но затем решил голосовать «за». Сторонники Обамы устроили скандал на его собственном сайте. В итоге ему пришлось выступить с официальным заявлением. Он сказал, что, хотя многие с ним не согласны, он все равно будет голосовать «за». Противники закона остались недовольны, но вскоре в их разговорах возникла новая тема. «Они вдруг поняли, что Обама не пытался заткнуть им рот! Никто не попытался ни спрятать эту группу, ни затруднить вступление в нее... Те, кто хочет доказать, что умеет по-настоящему пользоваться современной медийной средой, ведут себя именно так».

По мнению Ширки, Обама показал пример новаторского не только в политике, но и в истории человечества использования возможностей социальных сетей и доступа к информации.

 

В мире, где бывшие зрители превратились в активных деятелей, задача «доставить информацию» перестает быть задачей создать единое для всех сообщение. Теперь надо создать среду, где группам удобно собираться и где они встречают поддержку.