Вы знаете, что случается с людьми, когда они умирают?

Я вам скажу: их кладут в гроб, гроб зарывают в землю, там они лежат, и им снится сон, что они прожили еще одну полную жизнь и опять умерли, и их опять (уже в том сне) похоронили, и в том сне во сне они увидели и как будто прожили еще одну жизнь…

А как узнать, что твоя нынешняя жизнь настоящая, а не сон во гробе?

Да никак! Но ведь разницы-то никакой нету!

А знаете ли вы, почему йод щиплет, когда им царапину на руке мажут?

Я вам и это скажу: йод щиплет потому, что он убивает микробов, которые вокруг царапины собрались. Микробы — это такие маленькие зверюшки, и когда они погибают от йода, они все разом своими маленькими зубками с последней злостью вцепляются в руку. Оттого и больно.

А теперь вы спросите: а откуда же я-то все это знаю?

Тут все дело в том, что когда-то давно я собиралась писать диссертацию по психологии. Сдала какие-то экзамены (научного коммунизма, кажется, уже не было, его я в свои биологические времена сдавала), собрала материал… Но так все и не закончила: сделалось вдруг жутко лень тратить пару лет жизни и оформлять что-то «во имя грызущей критики мышей». Впоследствии вместо диссера написала пару книг по психологии для родителей и тем закрыла гештальт — надеюсь, что они-то как раз кому-нибудь и пригодились.

Между тем тема моего несостоявшегося диссера была довольно интересной и где-то даже спорной прямо по сути (во всяком случае, некоторое ворчание ученой психологической братии на ее утверждении было отчетливо слышно). Я собиралась изучать формирование первого мировоззрения у детей. Причем не у каких-нибудь там подростков, а у детей четырех-пяти лет.

Однако, согласно некоторым взглядам, у детей вообще нет мировоззрения. Якобы оно полностью формируется только тогда, когда человек становится взрослым (сразу хочется спросить: а когда это? У взрослых у всех оно есть?). Мне видится тут некая несостыковка. Мировоззрение необходимо, чтобы объяснить мир, составить себе некое представление о том, как он устроен, определить в нем свое место. А что же, детям все это не нужно?

На мой взгляд, нужно, и еще как! Ведь ребенку с его стремительно развивающимся мозгом, пробуждающейся фантазией и обрушивающейся на него каждый день лавиной новой информации, как воздух, нужна какая-то система, чтобы справиться со всем этим.

Где бывает днем та страна, в которой мы оказываемся, когда засыпаем? Когда я сплю и вижу во сне свою собаку, где она на самом деле — в моем сне или на коврике? Остается ли мое изображение в зеркале, когда я ухожу из комнаты? Что оно там делает, пока меня нет? Оживают ли игрушки, когда мы на них не смотрим? Я вот много раз оставляла куклу и медведя вечером на одном месте, а утром они оказывались немного на другом, а ведь их никто не трогал… Правда ли, что все люди умрут? И моя мама тоже умрет? И я умру? А где я тогда буду? И куда умерла бабушка? Туда же, куда наша кошка Муся, или в какое-то другое место? Но ведь Муся и бабушка будут там скучать друг без друга… Дедушка, а ты помнишь, как человек от обезьяны произошел? А если ребенок умирает, так ангелов потом, наверное, в угол ставят? Почему бабушка умерла, а ее запах остался? Чтобы я нюхал и по ней не плакал? Зачем люди старятся? Чтобы умирать не обидно было? Почему люди не ложатся в зимнюю спячку, как медведи? Чтобы Новый год не пропустить?

Все эти вопросы и «объяснялки» в начале поста — из материалов, собранных мною. Их авторам от четырех до пяти с половиной лет. Именно в этом возрасте начинается первое «экзистенциальное» вопрошание мира и происходит формирование первой объясняющей мир картины. Причем надо учесть, что у ребенка этих лет еще почти ничего нет: нет книг, нет религии, нет учителя. Только родители и внезапно разверзшаяся прямо под ногами экзистенциальная бездна.

— Мама, а ты умрешь?!

Именно этот вопрос, как правило, маркирует начавшийся первый мировоззренческий кризис. Ужас грядущей и неизбежной смерти матери в глазах ребенка нельзя сравнить вообще ни с чем. И переживание это столь сильно, что ребенок, вообще-то в данном возрасте склонный самостоятельно реализовывать исследовательскую программу (если, конечно, ему дают это делать), как правило, выходит с этим вопросом к взрослым членам семьи. Далеко не все люди помнят этот кризисный период своей жизни (по моим наблюдениям, приблизительно каждый восьмой-десятый). Но если живы родители, можно спросить у них: они-то, скорее всего, не забыли.

Об этом кризисе не говорят, к нему (в отличие, допустим, от подросткового) никто и нигде родителей (молодых родителей — это надо отметить!) не готовит. А ответственность  здесь поистине колоссальная (кризис-то ранний, потом, если что не так, все в подсознание уходит), и вся — на них.

— А если бы меня в том магазине, где детей дают, долго никто не брал, меня бы на помойку выбросили, как у нас во дворе кошек и собаку Шарика?

Мать молчит в растерянности.

Старший брат (7,5 лет):

— Нет, зачем на помойку? Ты бы со скидкой пошел.

Долго думает, потом говорит:

— Все равно, мама, давай на ту помойку сходим, вдруг нас там кто-то ждет?

В чем тут подвох? Первый вариант: родители часто не замечают мировоззренческого кризиса у ребенка или принимают его за что-то другое. Приходят к психологу, невропатологу или даже педиатру с частными жалобами: «он что-то стал плохо спать, просыпается, кричит», «диатез обострился», «страхи у нас, и все больше и больше», «не отпускает меня от себя, плачет, даже в туалете не могу закрыться» — и получают такие же частные рекомендации: «попейте корень пиона», «обследуйтесь у иммунолога», «нарисуйте страхи», «обозначьте границы, не то он вам на голову сядет».

Второй вариант: родители видят и понимают, что запрашивает у них ребенок, но не знают, что ему отвечать (не могут обозначить свое собственное мировоззрение), и пытаются отшутиться, отвертеться, «спустить на тормозах» проблемы ребенка.

— Мама, а на небе дети родятся?

Мать молчит, думает.

Отец:

— У христиан нет, сынок, а у мусульман, наверное, да, у них там гурии…

Ребенок растерянно:

— А мы?

Отец:

— А мы все травкой прорастем…

 

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку пройти данный кризис максимально успешно?

- Как-то обозначить свое собственное мировоззрение, не дожидаясь, когда вашему ребенку исполнится четыре года.

- Быть внимательным, не пропустить момент.

- Формулировать все очень кратко, без подробностей.

- Быть честным (если вы сами считаете, что все травкой прорастем, не надо ребенку про небеса вкручивать, и наоборот).

 

Какие бывают осложнения (в результате кризис не пройден или пройден «криво»):

- Ребенок замкнут и недоверчив, на родителей с вопросом не вышел. Пережил все в себе, остался в экзистенциальном одиночестве, с причудами, страхами и непонятками.

- Ребенок с воображением, родители переборщили с подробностями, вызвали лавину страхов и буйных фантазий. «Остапа понесло».

- Ребенок педагогически запущен или слегка отстает в развитии, исследовательская  программа работает слабо (часто не только в неблагополучных, но и в очень благополучных семьях, где ребенка все время развлекают, не дают ему остаться самому с собой)  — вопрос смазан, не встал,  картина мира не сформировалась.

Что, возможно, будет из этих осложнений в дальнейшем?

В первом случае возможно формирование философски ориентированного недоверчивого интроверта, который будет много, долго и глубоко обдумывать все, что ему подвернется. Иногда в быту маскируются под веселых экстравертов (компенсация).

Во втором случае, если есть творческие способности, возможно их гиперразвитие: актеры, поэты, аферисты. Группа социального риска по всем зависимостям.

Третий случай, на мой взгляд, самый тяжелый. Человек живет с постоянным ощущением, что все его взгляды, принципы, обобщения и т. д. выстроены на песке. Внушаем. Легко меняет взгляды. Легко «прислоняется» к любым религиям или идейным движениям, но ни в одном из них не находит полного удовлетворения. Неустойчивая  самооценка, малая инициативность. Попадая в толпу, заряжаясь от нее, становится агрессивным.

Что делать, если речь идет не о четырех-пятилетнем ребенке, а о взрослом человеке? Поскольку кризис ранний, то самому вытащить его на поверхность очень сложно, надо обращаться к специалисту. Если специалист «зацепит» проблему, то решить ее можно: последовательно пройти все экзистенциальные кризисы до нынешнего возраста и сформировать-таки картину мира.

Но куда лучше и проще профилактика! Поэтому, родители, пожалуйста, будьте внимательны!