В доме по адресу Земледельческий переулок, 9, между Плющихой и Смоленским бульваром, Георгий Франгулян работает уже более 30 лет. До переезда сюда мастерской скульптору служило бомбоубежище у станции метро «Аэропорт». «Я проводил там целые дни напролет и, конечно, понимал, что эти годы работы в сырости, влажности и темноте не приведут ни к чему хорошему, поэтому постоянно что-то искал. И мне очень повезло — я нашел этот домик с прекрасным климатом и удивительно жизнеутверждающей атмосферой».

В Земледельческом переулке уже больше двух веков живут и работают художники и скульпторы. В здании самой мастерской, построенном в 1842 году, некоторое время жил Серов, а в соседнем здании была мастерская Репина. Кстати, эти два здания — единственные исторические постройки, сохранившиеся в Земледельческом переулке. У Франгуляна есть фотография переулка конца ХIХ века, на которой видны эти два соседних домика.

В порядок будущую мастерскую Франгулян приводил три года. Дом достался ему в аварийном состоянии: раньше здесь была школа, все было завалено спортивными снарядами и кучей хлама. «Я просто поражался, как в этом домике может поместиться столько вещей! Это как в женской сумочке — такой маленькой, но там столько всего!» Работали в основном по ночам: тогда еще было страшно, что дом могут отобрать — он был лишь в аренде. В темноте, когда никто не видел, вывозили «МАЗами» мусор, прокладывали электрический кабель, асфальтировали двор и так далее.

Иногда для стимулирования процесса будущему хозяину мастерской приходилось прибегать к хитростям. Так, например, бригаде рабочих, которая должна была разобрать две огромные печи, он рассказал, что клады раньше прятали именно в печных дымоходах.

Но даже когда дом уже был готов и Франгулян, по его словам, «завидуя сам себе», стал осваивать новую мастерскую, ему пришлось преодолеть еще много трудностей. Хозяин дома не только дважды выкупал его (при приватизации пришлось еще раз заплатить за здание), но и отстоял его в самом буквальном смысле, когда дом пытались снести.

 

Зато теперь есть и где работать, и где устраивать застолья. Для них во дворе мастерской два места — в зависимости от количества гостей.

Для встреч с друзьями здесь есть все — и стол, и мангал, и даже сауна. Про нее, правда, владельцу дома приходится врать, что сауна не действует, хотя она в полном порядке. «Просто невозможно уже было работать и слышать крики "Да ты не обращай на нас внимания!", доносящиеся оттуда».

Из тбилисского дома своего деда Франгулян перевез некоторые предметы мебели — интересно, что дед в 1913 году покупал эту мебель в Москве.

Кроме этого стола у Франгуляна сохранились еще бювар его деда, блокнот для выписывания рецептов (дед был врачом), этажерка бабушки-пианистки, где та хранила ноты. Все это стоит в мансарде, где хозяин и работает и отдыхает.

В интерьер органично вписываются и современные вещи. Например, картина Натальи Нестеровой «Грифоны». «Я купил ее на распродаже, где выставлялось имущество разорившихся банков. Я поехал покупать свою скульптуру, а увидел вот эту работу. Раньше она принадлежала банку "Московия", а теперь висит у меня. Я приобрел ее по очень сходной цене, просто удивительно».

Фото: Олег Никишин
Фото: Олег Никишин

Среди прочего на полке стоит фотография, подаренная Франгуляну Патриархом Грузии Илией II.

На неизбежный вопрос, нет ли у него также какого-либо подарка от Папы римского, Франгулян отвечает, что, как ни странно, есть — давным-давно ему прислали от имени Иоанна Павла II юбилейную медаль. Как медаль называется, скульптор не запомнил, но жест оценил.

Ксения Ровинская