В концепции реформы МВД Кудрина сказано о необходимости разделения полиции на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Об этом в понедельник, 11 ноября, сообщает газета «Ведомости». В разработке документа, по данным издания, участвовали специалисты Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурге и сотрудники фонда «Индем».

Работники федерального уровня, говорится в концепции КГИ, станут расследовать тяжкие преступления, бороться с межрегиональной и организованной преступностью. Региональная полиция займется розыском преступников, совершивших нетяжкие деяния, охраной зданий органов власти, а также регулированием дорожного движения. Муниципальная полиция станет отвечать за охрану общественного порядка, профилактику и регистрацию правонарушений.

К муниципальной полиции во время реформы, предлагают авторы концепции, должны отойти патрульная служба, участковые, а также дежурные части. К региональной — ОМОН, подразделения ГИБДД, а также следователи МВД и дознаватели ФСКН. И МВД, и ФСКН предлагается ликвидировать как отдельные ведомства. Федеральную полицию авторы документа хотят создать на базе Следственного комитета.

Кроме указанных подразделений полиции в концепции сказано о нескольких новых структурах. Речь идет об агентстве криминальной статистики и службе по расследованию должностных преступлений, в том числе и коррупционных. Последняя служба будет подчиняться Госдуме. При этом предлагается сократить число «штабистов», занятых анализом и планированием работы.

В концепции реформы отмечается, что ее можно провести без дополнительных затрат. Все указанные службы могут появиться на существующей базе. Кроме того, реформа предусматривает рост зарплат за счет сокращения числа управленцев.

Яков Гилинский, криминолог:

Я, безусловно, за муниципальный уровень полиции. Это известная концепция community policing, проводимая в частности так называемой «Чикагской школой» в США. Ее идея вот в чем: на низовом, муниципальном уровне полиция выполняет сервисные услуги, услуги по защите населения от преступлений и правонарушений. А мы, налогоплательщики, оплачиваем полицию и вправе требовать, чтобы полиция, выполняя такие же сервисные услуги, как кафе, рестораны и магазины, обслуживала нас хорошо. Если полиция обслуживает нас плохо, то мы вправе переизбрать, отозвать как минимум начальника отдела полиции.

В Санкт-Петербурге в начале 2000-х годов мы проводили репрезентативный опрос населения по каждому отделу милиции. Сегодня население не доверяет полиции, а боится ее. Долг полицейского — служить населению.

Про распределение «штабистов» в агентство криминальной статистики и службы расследования должностных преступлений скажу следующее. «Штабисты» призваны реализовывать достаточно большую и сложную работу — анализ преступности. Но управленческий аппарат сегодня действительно перенасыщен. Россия по количеству полицейских на тысячу человек населения впереди планеты всей, но работает наша полиция хуже, чем в большинстве цивилизованных стран. У нас бесконечное число все новых и новых подразделений, и вопрос не в том, что будет или не будет еще одно подразделение, а в том, как они будут работать и как им позволят работать. Ведь до коррупции на самом верхнем уровне никакой отдел полиции не доберется.

Единственное, что бы могло изменить ситуацию — это политическая воля. В Сингапуре когда-то глава государства позволил отдать под суд своих ближайших людей, и те получили огромные сроки — вот в таком случае новые подразделения могли бы играть определенную роль. Но у нас такой политической воли нет, и не предвидится, потому что у нас она не может состоять в том, чтобы отдавать под суд и сажать людей своего круга и клана.