Прародителем проекционных шоу можно назвать Жана-Мишеля Жарра. Наверное, именно поэтому в нашем списке лучших аж две французские команды. Но вообще новые имена появляются каждый день: световые и проекционные шоу — это очень перспективная в плане бизнеса область. Помимо новых имен, есть и признанные фигуры. Если смотреть по географии, в основном это Европа, в меньшей степени США и, как ни странно, совсем мало Азия. Даже сейчас мы в Sila Sveta активно рисуем новые проекты для Китая, хотя там ежегодно выпускается куча народу на факультете видеографики; сложно объяснить, почему это так.

1. AntiVJ (Франция)

Я думаю, их название — противопоставление виджеингу, где часто делается каша из отрывков фильмов и роликов, скачанных из сети. Первый раз AntiVJ я встретил на фестивале Signal в Чехии. Ребята — настоящие интеллектуалы, при этом ужасно застенчивые, несмотря на мировую известность. Они с большим скепсисом относятся ко всем цветам, кроме черного и белого, лишь иногда позволяют себе немного красного. Их шоу — это не только свет, но и музыка. Каждый звук соединен с полосочкой, вспышкой, стробом. Они экспериментируют с ритмом шоу. Могут, например, наращивать свет и звук, а потом — бум! — полный блэкаут в тишине. Затем — оп! — полосочка появляется… и пошло дальше.

Это хорошо видно в их шедевре Omicron (2012 год) — одном из самых сильных видео в мире 3D-мэппинга. AntiVJ сделали инсталляцию внутри уникального памятника архитектуры «Зал столетия» в Польше — огромного бетонного здания с невероятным куполом в 65 метров.

Одна из идей команды AntiVJ — они не команда, а аудиовизуальный лейбл, на котором выпускаются независимые художники. Если раньше это была скорее надпись в заставке и все громкие проекты делались под именем AntiVJ, то сейчас в студии буквально на глазах рождается яркая независимая звезда Romain Tardy. На днях вышла его новая работа MGNTRN (Magnotron), представленная на фестивале новых медиа Proyecta в Мексике. Эта гигантская инсталляция включает в себя огромное поле экранов и колесо обозрения. Здесь есть и видеопроекция, и световой дизайн, и даже крошечный робот, управляющий LED-экранами. Работа вышла на злобу дня. Пока мир интернета разделился на два лагеря: хороший ли фильм Interstellar или полное дерьмо, — светохудожник Тарди показывает свой взгляд на космос, черные дыры и ретрофутуристические корабли.

Они, кстати, довольно закрытые, не со всеми работают. Берут проекты со сроком подготовки от трех месяцев. И все либо по их правилам, либо никак. Бескомпромиссные ребята.

2. 1024 Architecture (Франция)

Они совсем другие — отвязанные художники, для них не существует границ. Эдакие алкоголики-рок-н-ролльщики, я их никогда трезвыми, кажется, не видел. То есть такой своебразный «АнтиAntiVJ». Во всем, к чему они прикасаются, будь то свет, мэппинг, диодные сетки, интерактив, всегда виден их особый почерк и свежие идеи, и за это их сильно уважают. Одна из их лучших работ — инсталляция Tesseract aka HyperCube (2013 год). Из металлических лесов построен куб, затянутый пленкой. Внутри симметрично расположены световые приборы Sharpy, дым-машины и звук. Люди заходят внутрь и получают свою порцию впечатлений. Настоящий световой аттракцион.

Любопытно, что 1024 Architecture прославились в первую очередь даже не инсталляциями; они широко известны как создатели MadMapper — программы для тех, кто хочет заниматься мэппингом или VJ.

3. UVA — United Visual Artists (Великобритания)

Ну вот, наконец, и Великобритания. Эта команда находится где-то посередине между AntiVJ и 1024 — взрослые англичане, но оторвы еще те. Как-то раз, например, всей командой поплыли на корабле в Арктику смотреть на льды и айсберги, искать вдохновения для своего нового проекта. Они действительно эстеты, и это прослеживается в их работах: все очень чистое, тютелька в тютельку, линия к линии.

Впервые я узнал об этой команде в 2009 году, когда сходил на концерт Massive Attack в Москве. UVA оформляли сцены для их тура 100th window. Надо сказать что концепт этой сцены был разработан еще в 2003 году и продолжает использоваться. Все вроде выглядит скромно, но только на первый взгляд. Хорошему светохудожнику не нужно много приборов, чтобы сделать красивую картинку. Ребята использовали новаторские на то время решения: на диодных экранах за спинами музыкантов высвечивались заголовки местных новостных ресурсов, статистические данные по стране и даже сообщения СМС с мобильных телефонов. Все это собирала программа, подключенная к интернету. Зрители чувствовали, что это придумано для них и их страны, — хороший ход.

UVA создали много знаковых работ. Например, диодный лес Volume (2006 год). Когда к «столбу-дереву» подходит человек, начинает звучать музыка и возникает «волшебное видение». Звуки для этой инсталляции тоже написали Massive Attack.

Я был в этом «лесу», когда его привозили в Санкт-Петербург на YotaSpace. Ты подходишь — столб начинает радоваться тебе, светить: попадаешь в особый мир, где все происходит будто во сне. Очень атмосферная работа.

Кстати, UVA тоже повлияли на развитие софта — сделали программу D3, которая используется разными командами для 3D-мэппинга и концертной деятельности. Раньше они ее задействовали только для своих шоу, а теперь с успехом продают по всему миру.

4. ART+COM (Германия)

Казалось бы, включать ART+COM в список световых инсталляторов не совсем правильно: они работают с подвижными объектами. Но в последнее время идет тенденция к скрещиванию этих жанров. Немецкая команда является ярким примером, как может эволюционировать наша профессия. Ты сначала играешь в иллюзию, создавая ее с помощью проекции или экранов, а потом мэппинг-эффекты создаются уже «по-настоящему», используя реальные материалы, физические принципы и кинематику.

Если вы были в музее BMW WELT в Мюнхене, то прекрасно помните стальные шарики на леске, которые выстраиваются в формы разных моделей баварских машин.

Эта инсталляция была сделана в 2008 году из 900 шариков на управляемых моторах. Кинетические скульптуры очень сложно делать: один из создателей рассказывал, как за несколько дней до сдачи программист по недосыпу перепутал одно значение, поставив в коде вместо плюса минус. Когда в очередной раз они включили инсталляцию для теста, все эти шарики со сверхзвуковой скоростью подлетели вверх, пробили потолок и испортили хрупкие механизмы.

В их работах всегда используется тонкий подход. Например, на World Expo 2010 в павильоне, посвященном людям с ограниченными возможностями, они сделали инсталляцию Mobility: руки с зеркалами рисовали иероглифы отраженным светом — метафора способа обмена информацией.

5 . Obscura Digital (США)

Креативная студия из Сан-Франциско, с офисами в Нью-Йорке и Стокгольме. Портфолио этих художников впечатляет. Если мы гордимся, что светили на Большой театр, Останкинскую телебашню или Дворцовую площадь, то они работали со сложными поверхностями музея Гуггенхайма в Бильбао, с интерьером и экстерьером здания Сиднейской оперы, делали экологический мэппинг на здании Объединенных Наций и, конечно, проекцию на одну из самых больших мечетей мира — мечеть Шейха Зайда в Абу-Даби.

Однако, по мне, самый прорывной проект у Obscura состоялся в родном городе, на открытии нового сезона музея популярной науки Exploratorium. Это было действительно что-то новое. Вместо того чтобы рисовать контент, они его натурально вырастили. Из прозрачного пластика сделали какое-то количество макетов фасада здания. В одном начали выращивать растения, в другом смешивать химические реактивы, в третьем разводить рыб и микробы. Все это сняли на камеру и спроецировали результат на фасад музея. Помню, увидев это в студии, мы просто раскрыли рты.