Нельзя изучать искусство и говорить об истории, ничего не зная о мировых религиях. Много лет назад я встречался с отцом Александром Менем. Мы обсуждали вопрос преподавания истории мировых религий, и он сказал: «Это потрясающе, это обязательно надо делать, но преподавать предмет должны светские люди».

Это не значит, что мы должны как-то иначе относиться к несветским людям. У меня в школе работал педагог, который одновременно служил в храме Христа Спасителя. Он нас водил на экскурсии, это было здорово. Но общеобразовательная школа не должна превращаться в воскресную.

Мы должны разговаривать с детьми о фундаментальных вещах, которые прописаны в 10 заповедях, мы должны говорить с ними о правде, чести и достоинстве. Но в стране достаточно других мест для проведения религиозных мероприятий.

Школа — самое конфликтное место на Земле. Разделять детей по отношению к вере — значит допустить появление дополнительного раздражителя, это вещь абсолютно ненужная. В школе учатся дети самых разных вероисповеданий, и мы часто сталкиваемся с нонсенсом: одна мама вдруг категорически заявила, что не даст данные своего ребенка для выполнения ЕГЭ, потому что это противоречит принципам ее веры. Она устроила скандал в департаменте, но церковь ей разъяснила, что выполнение государственных правил не нарушает религиозных принципов.

Складывается странная ситуация: в общеобразовательных школах хотят и выборы проводить, и воскресные школы. В прошлом году мы возмущались, что одна из политических партий после занятий повезла учеников на какой-то митинг. Это недопустимо. Поэтому когда год назад к нам в школу приехал Миша Ефремов и предложил нашим детям поучаствовать в подготовке «Гражданина поэта», нам тоже пришлось отказать. Дети были бы счастливы с ним поработать, но мы с родителями решили, что дети не должны принимать участие в подготовке, потому что Ефремов — достаточно политизированный автор.

В законе 1992 года было очень четко прописано, что образование строится вне каких-либо идеологий. Сейчас формулировки не так точны. Но школу по-прежнему нельзя использовать для политических амбиций, а вопрос религии сегодня очень тесно связан с политикой. Отношения церкви и государства зашли слишком далеко — уже трудно сказать, что это два разных института.