У меня есть игра, в которую я уже много лет (с конца перестройки приблизительно) играю с приходящими ко мне детьми и подростками.

Для нее было две предпосылки. Первая: в детстве я читала очень много фантастики, предпочитая твердую космическую НФ (в моем детстве, впрочем, другой практически и не было, если «Мастера и Маргариту» не считать). Вторая: все экзистенциальные кризисы моего взросления происходили под сенью присказки-мечты «купить на все деньги фанеры, построить из этой фанеры аэроплан и улететь на нем к чертовой матери». Причем это были не эмигрантские, а чисто эскапистские настроения — годам к двадцати пяти среди моих знакомых было на два порядка больше геологов, эльфов, экспедиционных биологов, археологов, орков, викингов и индейцев, чем эмигрантов.

Совсем забыла — была же еще и третья предпосылка! Когда я только начинала работать психологом, одна знакомая пожилая профессорша-филолог подарила мне огромную важную книгу — в коричневом кожаном переплете, с тисненным золотыми буквами названием Рsychotherapy. Мои довольно активные попытки объяснить, что я совершенно не знаю английского и, стало быть, книжка мне никогда-никогда не пригодится, ни к чему не привели — кажется, дама-филолог мне попросту не поверила. Так что я поставила книжку на полку у себя в кабинете, и она там некоторое время без толку стояла над моей головой, создавая мне фальшивую репутацию. А потом я сделала из нее каталог планет.

— Вот здесь, — говорила я ребенку или подростку, — в этом волшебном каталоге собраны описания самых разных планет. Тут есть планеты на любой вкус: густонаселенные и совсем пустынные, планета-океан и планета-лес, технологически развитые планеты и такие, где люди все еще ходят в шкурах, живут в замках, сражаются на мечах. Есть планеты, где разумной жизни нет совсем, и планеты, на которых живут мудрые, но причудливые и совершенно не похожие на людей существа. Есть планеты, на которых всегда мир, дружба, жвачка, а есть такие, где человек с мечом, ружьем или бластером в любой момент найдет себе работу. Давай поищем в этом каталоге планету, на которой ты хотел бы поселиться?

В чем психологический смысл такой игры? Дети и подростки, особенно не очень развитые или очень «закрытые», далеко не всегда могут сформулировать и даже вывести в сознание, что именно не устраивает, тревожит их  в окружающем мире и (может быть, это даже более важно) к чему стремятся, чего хотят они сами. А некоторые просто не очень-то и хотят напрямую рассказывать о себе: защитная реакция, кто знает этих взрослых, расскажешь им все как есть, а как они потом это используют? Игра в «твою планету» помогала таким подросткам абстрагироваться, снять привычную защиту, в какой-то момент они забывали, что говорят о себе (это же не моя жизнь, а какая-то несуществующая планета!), позволяли своей фантазии и своим желаниям течь свободно. И тогда и я, и они сами зачастую узнавали много нового, интересного и полезного.

Изредка попадались дети с полным отсутствием фантазии (обычно это были ребята на грани слабоумия), и тогда игра не получалась. Регулярно встречается и твердая позиция «земного патриотизма»: я хочу жить только на Земле и ни на какую другую планету, будь она хоть трижды улучшенная и распрекрасная, ее не променяю.

Большинство из тех, кому я, уже установив тот сорт контакта, который психологи называют «раппортом», предлагала сыграть в «твою планету», соглашались.

Почти двадцать лет. Что я могу сказать про результаты?

Очень заметные половые различия. Всегда: и раньше, и теперь. С одним очень умным пацанчиком мы даже как-то смеялись на эту тему: если бы все земляне действительно расселились по планетам из моего каталога в соответствии со своими желаниями, то встречу мальчиков с девочками (ну размножаться-то нужно!) пришлось бы организовывать в космосе, на нейтральной территории.

Девочкам почти всегда нужны мирные планеты, с красивой природой, с большими умными и добрыми собаками и прочими трогательными пушистиками. Также на «девчачьих» планетах очень много лошадей (мальчика, упомянувшего лошадь на своей планете, я просто не припомню), причем иногда они крылатые и очень часто — говорящие. Там же встречаются эльфийские города изумительной красоты, там летают на драконах и живут в живых домах на деревьях.

Мальчики любят замки, океан, компьютерные технологии, яхты, подводные лодки, авиетки. Никогда девочка не поселилась на планете одна — в смысле одна как разумное существо, без говорящих собак, эльфов и умненьких пушистиков. Мальчики, в полном и окончательном одиночестве селившиеся в высокотехнологическом модуле на краю диких и опасных джунглей, на берегу океана и в замке на краю пропасти, встречались мне неоднократно (одно время их стало поменьше, а в последние два-три года число «робинзонов» опять возросло). У мальчиков намного (на порядок) больше запрос на исследование мира: высадиться где-то на краю неисследованной — и пускай смертельно опасной! — планеты с группой единомышленников и постепенно изучать ее, вступать в контакт с местными формами жизни, если придется — воевать, покорять и подчинять, даже истреблять. У девочек этого совсем нет: только договариваться и купаться в теплой воде с разумными дельфинчиками. Девочки чаще хотят перевезти на свою планету семью. Мальчики — друзей, референтную группу. Впрочем, в перестройку семью на выбранную планету хотели перевезти практически все, но это не потому, что они лично в ней нуждались, там, скорее, были соображения «пусть им тоже достанется хорошего».

И вот я теперь думаю: при такой разнице изначальных запросов на планетарный комфорт что значит для нас (для мальчиков, для девочек, для общества в целом), что, вырастая в сегодняшнем мире, все они потом делают приблизительно одно и то же и живут приблизительно одинаково?

Кстати, пожалуй, сглаживание с годами все же заметно: становится все больше исключений, т. е. «пушистеньких» мальчиков. Девочек с компьютерами, бластерами и авиетками если и прибавилось, то незначительно.

Случались за эти годы удивительные, завораживающие миры. Был океанический мир разумных кашалотов и их крылатых всадников-полулюдей, которые дважды в год, переживая множество опасных приключений, кочевали через всю планету, подобно нашей полярной крачке. Был мир, где люди жили в симбиозе с деревьями. Однажды там разбился земной космолет, и выжившие земляне стали немедленно строить себе острог, срубая деревья и вместе с каждым из них обрекая на смерть одного из аборигенов (девочка — владелица планеты выступила посредником и как-то выровняла ситуацию). Еще была страшная, безжизненная в органическом смысле планета «Вихрь», где эти самые вихри и жили. Мальчик — исследователь планеты поселился там в одиночестве после того, как в атмосфере этой неистовой планеты сгорело множество земных кораблей. Он там летал и пытался вступить с вихрями в контакт.

На самой, пожалуй, причудливой планете жили слова. Там была абсолютная монархия, и королевой (вполне просвещенной и милостивой) всей планеты было слово «Счастье». Девочка поселилась на этой созданной ею планете с вполне отчетливой целью: она хотела узнать, какое она слово (каково, а?).

В завершение я, конечно, хочу спросить у уважаемых читателей: а на какой планете хотели бы жить вы? Что там обязательно должно было бы присутствовать и чего не должно быть ни в коем случае?