Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя:

Зависимости между ценами на водку и смертностью нет. Парадокс в том, что в России только половина рынка спирта легальна. Получается, что с точки зрения статистики, смертность сокращается, когда в России производится максимум нелегального спирта. И, напротив, когда спирт легализуется, происходит рост смертности. Это абсолютные глупости, не соотвествующие действительности и притянутые за уши.

Средний россиянин в литрах употребляет столько же алкоголя, сколько средний житель Евросоюза, однако россияне предпочитют другие напитки. Во-первых, 65 процентов населения страны бедное или очень бедное. Во-вторых, алкоголь относительно зарплат в 5-6 раз дороже в России, чем в Евросоюзе. По данным за 2013 год, 65 процентов от выпитого в стране составляла нелегальная и суррогатная продукция. Качество алкоголя хреновое, и безопасность для здоровья минимальная. В прошлом году было выпито больше 900 миллионов литров суррогатной продукции. Это даже не нелегальный алкоголь, а просто суррогаты: спиртосодержащие жидкости и прочая дрянь. Ни в одной стране мира больше такого нет, даже в Бразилии, где половина автомобилей ездит на спирту. Там никому в голову не приходит слить этот спирт, очистить и квасить. Во всем мире легальный алкоголь доступен для населения. Вот поэтому у нас алкоголизация носит внешне такой омерзительный вид, а на Западе — привлекательный.

Запретительные меры никогда не работали ни в одной стране мира. Даже в Швеции или Норвегии, где стали ограничивать 20 лет назад продажу алкоголя, его потребление только увеличилось, правда, здоровье населения при этом улучшилось. Однако это уже совсем другой показатель, который напрямую связан с качеством алкоголя и, самое главное, с качеством жизни, уровнем доходов и медицины.

В России еще можно изменить систему потребления алкоголя, если начать жить чуть лучше. У нас сегодня вина пьется в четыре раза меньше, чем в советское время, крепкого алкоголя — в два раза больше, и пива — в четыре раза больше. В советское время, после войны, в то время, как европейская часть страны превратилась в руины, россияне начали массово пить. Пили, в основном, самогон, поскольку большая часть населения страны еще жила в деревнях. Из-за этого власти решили изменить структуру потребления алкоголя. Засадили весь юг России виноградниками (их было в три раза больше, чем сегодня). На это же работали Грузия, Азербайджан, Армения, Молдавия и Украина. В результате в СССР раз в восемь выросло потребление вина, в том числе за счет граждан, которые раньше предпочитали крепкий алкоголь. Общий объем потребления практически не изменился, но люди стали пить более качественный и менее вредный алкоголь — винный. Так же произошло и во многих европейских странах, например, в Финляндии.

Рост качества жизни и улучшение условий труда могут снизить потребление алкоголя. А пока алкоголику и нормальному человеку нет разницы, закрывается магазин на два часа позже или раньше. Он будет покупать заранее, что и делало население России в 2009-2014 годах. Антиалкогольная кампания, проходившая в эти годы, решала совсем другие задачи, а не борьбу с алкоголизацией. Она была ширмой для проведения административной реформы на рынке. В результате у нас стало в два раза меньше импортеров, дистрибьютеров и производителей. Произошло укрупнение операторов, фискальная реформа и передел рынка алкоголя так, как надо было государству. Господин Онищенко заявлял, что водка должна стоить 300 рублей и придумал цифру среднего потребления 18,5 литра спиртов на душу населения, хотя было 13,5 литра. Раз нация вымирает, то алкоголь должен быть недоступным и дорогим. В итоге 65 процентов крепкого алкоголя в наши дни — это нелегальная и суррогатная продукция. И это нормально, поскольку нет ни одной социально-экономической причины для снижения потребления алкоголя — в стране кризис.

В результате провалилась акцизная реформа. Из-за роста акцизной ставки цена водки выросла до 260-270 рублей. Уровень жизни населения не вырос за эти годы, и точно не уменьшилось желание выпить — вот вам и рост нелегального рынка. Стали снижаться сборы акцизов. И именно поэтому было принято решение заморозить ставку акцизов на 2015-2016 год. Лучше от этого не станет, мы просто останемся в самой хреновой точке. Стабилизируемся в ней.

При покупке алкоголя на Новый год руководствуйтесь тремя правилами. Во-первых, смотрите на цену: водки должна стоить не ниже 260 рублей, вино — минимум 110 рублей, игристое — 130 рублей, коньяк — 400 рублей. Дешевле покупать нельзя. Во-вторых, покупайте только в приличном магазине. В-третьих, смотрите на внешний вид продукта. Подделывают сегодня все, конечно, от импортного коньяка, виски и настойки боярышника, но следование этим трем правилам может хоть как-то вас обезопасить.