Piligrim XXI

Мобильное приложение, которое реконструирует исторические места и события на экране вашего планшета

Мобильное приложение дополненной реальности придумано для туристов и воссоздает исторические события и объекты, а также утраченные памятники архитектуры. Любой человек, у которого есть мобильное устройство, попав в историческое место, может навести планшет туда, где когда-то был важный исторический объект, впоследствии разрушенный, и увидеть, например, «восстановленный» город, каким он был в конкретную историческую эпоху.

Первым таким объектом стала Лудзенская крепость — замок Тевтонского ордена в небольшом латвийском городе Лудза. Крепость была разрушена еще Иваном Грозным. Город с населением чуть более четырех тысяч человек только за первый квартал 2014 года посетили 20 тысяч человек. Сейчас число туристов увеличилось на 30%.

Илья Коргузалов, руководитель проекта:

Основная идея нашего проекта — подарить туристам новые впечатления и опыт именно там, где вообще ничего не осталось. Если человек побывает в Трое или Карфагене, он туда никогда не вернется, потому что там нечего смотреть, кроме, наверное, природы. С нашей технологией мы сможем «восстановить» Карфаген таким, каким он когда-то был. Сейчас мы тестируем технологию, которая позволит реконструировать образы людей.

Вторая локация, которую мы делали, — это парк дополненной реальности в поместье Алтун в Псковской области, которое было разрушено в 1941 году фашистскими войсками. Мы сделали первый запуск реконструкции крейсера «Аврора» в качестве подарка Петербургу. Сейчас мы доделываем этот проект, и уже после Нового года можно будет увидеть «Аврору» в других местах: там, где крейсер стоял в последнее время, у Нахимовского училища, и на Английской набережной, на его историческом месте. В настоящее время мы делаем подарок Франции — восстанавливаем Бастилию. Когда мы выбирали исторические места, нам было интересно «восстановить» широко известные объекты.

Лесной дозор

Обнаруживает лесные пожары и предупреждает о них

Система «Лесной дозор» использует камеры слежения, которые устанавливаются на вышки сотовых операторов и фиксируют все, что происходит вокруг. Такие камеры совмещены со специальной информационной системой, которая передает координаты камеры на компьютер оператора. Таким образом, если начнется пожар, камера зафиксирует дым, оператор его увидит и определит по камере координаты пожара.

Иван Шишалов, директор разработки:

В конце нулевых мы делали проект по видеомониторингу пробок в нижегородском бизнес-инкубаторе. К нам пришли из лесничества с проблемой лесных пожаров. Поскольку мы занимались видеонаблюдением, появилась идея установить на многочисленных вышках операторов связи видеокамеры, которые будут автоматически обнаруживать поднимающийся из леса дым и при помощи специального программного обеспечения определять координаты места задымления. Сама идея размещать камеры на вышках не нова, но мы нашли оригинальный способ использования этой системы.

На показ

Аналог «Яндекс. Пробок» для общественных мест

Геосоциальный сервис предоставляет интерактивную карту загруженности мест и заведений людьми в режиме реального времени. Сервис основан на технологии компьютерного зрения Catch Client, которая использует алгоритмы для распознавания объектов. С его помощью можно подсчитать посетителей любого заведения. Владельцы заведений покупают оборудование и устанавливают его в помещениях, а любой человек, который хочет узнать актуальную информацию о загруженности места, пользуется сервисом бесплатно.

Алексей Дорожко, генеральный директор сервиса:

Самые перспективные секторы для нас — это торговые точки, но мы работаем и с другими объектами. Это может быть любое место с большим скоплением людей. Например, сейчас мы сотрудничаем с парком «Сокольники». Изначально концепция была иная — широко рассказывать о заведениях. То есть сейчас обзоры ограничиваются фотографиями, мы же хотели сделать описание более детальным, например, с возможностью подключаться к видеокамерам. Когда мы начали работать в этом направлении, мы познакомились с технологией Catch Client и поняли, что можно пойти дальше и предоставить пользователям информацию о загруженности общественного места, а владельцам этого заведения — возможность получить информацию о количестве посещений.

Promobot

Автономный робот-помощник для общественных мест

Promobot — робот-помощник и система навигации одновременно. Это первый на российском рынке абсолютно автономный робот, который может общаться на различные темы и передвигаться, избегая столкновения с людьми и предметами. У него огромная лингвистическая база — более 100 тысяч речевых модулей. Основное применение — сервисная робототехника. Человек может подойти к такому роботу в торговом центре и спросить, например, где находится какой-то конкретный отдел. Робот ответит: «Я вас провожу» — или подскажет, как туда пройти. Он также сможет рассказать о промоакциях и скидках.

Олег Кривокурцев, сооснователь компании:

Все существующие сегодня роботы на рынке работают на удаленном управлении, это называется системой телеприсутствия. Где-то сидит человек и управляет роботом в режиме «аватар», говорит за него в микрофон или печатает. Мы решили пойти дальше. До этого подобные разработки были, но исключительно в лабораториях. Как это работает? Робот даже в самых шумных помещениях «слышит», как к нему подходит человек, говорит какое-нибудь слово, которое затем распознается в текст, отправляется в «облако» лингвистической базы и оттуда обратно на робота. Все это происходит за две секунды. Такие системы были, например, у робота-пылесоса, что позволяло ему ни с кем не сталкиваться. Promobot также избегает столкновений, строит карту помещения, на нее ставятся метки, и робот может проводить человека до запрошенного места.

Началось все с того, что один из участников проекта, Алексей Южаков, объездил большое количество выставок по всему миру и увидел тенденцию к росту андроидной робототехники: возле такой техники всегда большое количество людей. Роботов также можно применять для маркетинга и рекламных кампаний. Сейчас уже продано 20 роботов по всей России, от Краснодара до Якутска. Если сейчас приехать в МФЦ Якутска, вас встретит робот и поможет вам получить данные о том, например, как открыть ИП, как получить загранпаспорт и прочее. Последний такой робот был продан для выставки передовых технологий.

Maxygen

Прибор для обнаружения инфекционных заболеваний

Maxygen — это медицинский диагностический прибор. Он позволяет диагностировать инфекционные заболевания всего за 15 минут, не требуя специальной подготовки от пациента. Внутри прибора располагаются одноразовые картриджи для определения видов туберкулеза, ВИЧ и сифилиса, а также панель больничных инфекций — заболеваний, поражающих больного в результате госпитализации или посещения больницы. Добиться радикального сокращения времени анализа позволяют реагенты, которые используются в одноразовых картриджах.

Владимир Егоров, исполнительный директор компании:

Проект финансировался за счет государственных грантов и за счет инвестиций. Продажи еще не начались, потому что из-за кризиса мы не успели завершить испытания прибора. Поэтому план продаж 2014 года перенесен на 2015-й. Прибор ориентирован на небольшие частные медицинские учреждения. Но в первую очередь мы планируем выходить на рынок Индии и Китая: там все намного проще с сертификацией. Продажи в России начнутся после прохождения сертификации, здесь это очень долгий и нудный процесс.

Brain Target

Программное обеспечение для облегчения работы нейрохирургов

Brain Target — программное обеспечение для объективной оценки хирургического вмешательства при опухолях и сосудистых патологиях головного мозга. Оно также позволяет хирургу получить данные, необходимые для того, чтобы избежать операционных осложнений и назначить эффективное послеоперационное лечение пациентов.

Александр Севастьянов, коммерческий директор:

Сейчас мы занимаемся двумя видами патологий: опухолями и сосудистыми патологиями. В случае с миомами существует проблема в интро- и постоперационном периоде, когда хирург затрудняется определить на МРТ-снимке, где находятся остатки опухоли: МРТ-картина, которая получилась, довольно-таки однообразна, визуально на ней очень сложно что-либо определить, потому что там появляется гемостатическое вещество. Если вы посмотрите на любую интро- или постоперационную картинку, то вы там увидите просто какое-то серое месиво, что-либо по нему определить сложно. Хирургу приходится действовать чуть ли не наугад. Наша инновационность в том, что в результате хирург получает изображение, на котором разделены гемостатическое вещество, части мозга и остатки опухоли. Мы показываем хирургу, где они находятся, и он может более уверенно предпринять следующие шаги.

В случае с сосудистой патологией головного мозга метод заключается в том, что были впервые разработаны алгоритмы, которые позволяют узнать относительный объем этих патологий. Обычно делается предоперационный снимок, такая патология на рентген-снимке выглядит как клубок ниток. Существует определенный процент патологий, при котором операция может закончиться кровотечением, поэтому хирургу нужно знать точный процент.  

Мы постоянно проводим новые испытания и тестирования. Такие разработки изначально направлены на мировой рынок. Как показывает наш опыт работы с зарубежными коллегами, за рубежом те же проблемы. Я недавно вернулся из Сингапура, где познакомился с людьми, которые занимаются разработкой технологий в сфере нейрохирургии. Они заинтересовались нашей программой, и это лишний раз подтверждает, что такое ПО должно применяться везде.

Кардионика

Прибор для снятия электрокардиограммы, закрепляющийся с помощью корсета

Новый метод крепления устройства для мониторинга состояния стационарных или амбулаторных пациентов, находящихся за пределами диагностического центра. В этом устройстве применен автоматический анализ данных и постановка диагноза методом облачных вычислений на базе сервера диагностического центра.

Дмитрий Клыпин, директор ООО «Точная электроника»:

Электрокардиограмма покоя, которую делают в поликлинике, выявляет очень мало нарушений сердца, всего порядка 20% заболеваний. Для того чтобы понять, как сердце работает в течение дня, на человека вешается небольшая коробочка, которая закрепляется на поясе, от нее идут пять-семь проводов. На теле закрепляются электроды, к ним присоединяются провода. Все это нужно носить в течение суток. После чего пациент приходит в поликлинику и снимает прибор. В поликлинике по USB информация передается в компьютер, после чего врач holter-мониторист (специалист по расшифровке электрокардиограммы. — Прим. ред.) расшифровывает данные. Расшифровка длится до трех суток. Если пациент находится в группе риска, то за четверо суток у него могут случиться любые сердечные сбои. После расшифровки больному выдается диагноз, в целом все это стоит 1500 рублей. Электроды может присоединить только врач, притом присоединяется ограниченное количество электродов, потому что стандартную пачку проводов ЭКГ крайне неудобно носить.

У нас же все электроды спрятаны в корсет, похожий на корсеты для выпрямления позвоночника. Первый раз лучше надевать корсет у врача — он поможет подогнать корсет по фигуре, — но можно и самому. Электроды плотно фиксируются и точно не отвалятся, и нет никаких проводов, которые можно порвать.

Система в корсете снимает данные так же, как при стандартной ЭКГ. Таким образом врач-кардиолог получает полную картину, а не такую, как при обычном holter-мониторинге. И наконец, мы можем предложить беспроводную передачу данных в режиме реального времени: та коробочка, которую носят на поясе, не просто регистрирует данные и записывает, как флешка, а еще и производит анализ, как электрокардиограф. Больному уже не надо идти в поликлинику за расшифровкой: устройство само анализирует данные, и, как только у пациента обнаруживаются сильные отклонения от нормы, передает тревогу на его смартфон по Bluetooth, а со смартфона по обычной сотовой связи — на пульт оператора телемониторинга. Сигнал сопровождается двухминутной регистрацией ЭКГ для того, чтобы врачи увидели, что это не ложная тревога. Затем врач уже может связаться с пациентом и назначать лечение или даже вызвать скорую. Это особенно важно для пациентов в период реабилитации после инфарктов. Плюс наше устройство может быть использовано как тонометр в домашних условиях. Без смартфона устройство работает в режиме обычного holter-монитора: записывает данные, которые можно «слить» на компьютер.

Qmodule

Современные гаджеты без батареек, работающие от преобразователей механической энергии в электрическую

В гаджетах, работающих без батареек, источники питания заменены на пьезоэлементы, которые активируются нажатием на кнопку. С их помощью механическая энергия разного рода движений, вибраций и взаимодействий преобразовывается в электричество. Люди идут, машина едет по дороге, поезда едут по железнодорожным путям — все эти объекты давят на дорогу. Если в дорогу вложить пьезоэлементы, то, например, один железнодорожный состав может произвести несколько сотен киловатт-часов электроэнергии.

Мартын Нунупаров, генеральный директор:

Одна из наших разработок — это электроника без батареек. Она позволяет делать электронные приборы и гаджеты без источников питания. Они работают на пьезоэлементах подобно тому, как работает зажигалка. Это экологически чистая электроника без гальванических батареек, нет вредных веществ, ничего не надо утилизировать. Кроме того, батарейки всегда некстати садятся, а это может привести к серьезным авариям. Мы научились использовать энергию человека или движущихся предметов, подобно тому, как люди когда-то научились использовать энергию ветра или солнца.

Мини-GTL

Новый способ получения синтетической нефти

Компания «Газохим Техно» предлагает технологию Мини-GTL для переработки попутного нефтяного или природного газа. Технология позволяет получать синтетическую нефть путем переработки небольших объемов газа с помощью дешевого оборудования.

Подобная технология уже существует, с ней работают крупные производства, которые преобразуют газ в синтетические углеводороды. Компания «Газохим Техно» разработала специальный вариант технологии, который делает рентабельной переработку малых объемов газа.

Сергей Долинский, генеральный директор «Газохим Техно»:

Проблема, которую мы решаем, — это сжигание ценного ресурса попутного газа, потому что это не только потеря углеводородного сырья и денег, но и серьезный ущерб окружающей среде. Наша технология Мини-GTL и то оборудование, которое мы делаем, предполагают, что такая установка станет частью инфраструктуры месторождения и будет перерабатывать сжигаемый сейчас газ непосредственно в синтетическую нефть, которая дальше будет отправляться по существующим трубопроводам и иными средствами доставки туда, куда отправляется минеральная нефть, чтобы получалась нефтесмесь. Востребованность такой технологии большая, особенно в России. Это обусловлено рядом факторов: у нас большая территория и есть много месторождений в труднодоступных районах. Те небольшие количества попутного газа, которые сжигаются, нереально переработать во что-то ценное другими способами, например, закачать обратно в пласт или быстро выработать энергию. Наше решение понятно нефтяникам, они ждут, когда мы его продемонстрируем. Сейчас мы строим нашу первую демонстрационную установку непосредственно на месторождении, которое расположено в районе Полярного круга. Строительство должно быть закончено в следующем году. Мы уже завершили проектные работы.

В первоначальной версии данной статьи была допущена неточность. Вместо фотографии руководителя стартапа «На показ» Алексея Дорожко была опубликована фотография главного редактора журнала ELLE Decoration Russia Алексея Дорожкина. Редакция Snob.ru приносит свои извинения за допущенную ошибку.