Этичной и морально устойчивой 

Со времен выхода совестливого бестселлера Наоми Кляйн No Logo минуло 15 лет: именно столько времени понадобилось, чтобы крупнейшие бренды не просто поняли, что процесс создания продукта должен быть таким же безупречным, как и он сам, но и начали делать семимильные шаги в этом направлении. Неудовлетворительные условия работы, предельно низкая зарплата, использование детского труда на фабриках — партнерах крупных брендов — основной фронт работ наряду с экологическими заботами. В каждой уважающей себя крупной компании теперь имеется целый отдел, занятый всеми вышеперечисленными вопросами. Бывшие главные обвиняемые вроде Primark и Gap теперь вовсю воюют за мировую справедливость. Primark в компании с H&M и Inditex (владельцем Zara) вступили в переговоры с правительством Камбоджи, где сосредоточена часть партнерских производств, с целью за свой счет улучшить условия труда и повысить зарплаты на фабриках в ответ на массовые протесты рабочих. Gap в свою очередь инвестировал миллиард долларов в покупку долей у фабрик-партнеров в развивающихся странах, чтобы усилить контроль за условиями работы, техникой безопасности и уменьшить загрязнение окружающей среды. 

Люксовые бренды тоже не сидят без дела. Холдинг Kering, которому принадлежат компании Gucci, Saint Laurent и Balenciaga, запустил сразу несколько программ: по снижению выбросов, потребления воды и отходов, по экологическому надзору за текстильными производствами и по поддержке этичных и высокотехнологичных начинаний в области фэшн-образования, в частности, в London College of Fashion. К тому же Kering стал самым крупным закупщиком золота «благородного происхождения» Fairmined gold.

Знаменитости тоже не остались в стороне от модного дела чести. Амбер Валетта в соавторстве с Yoox придумала авторский онлайн-бутик, специализирующийся исключительно на этичной одежде с прозрачным прошлым, а Оливия Уайльд стоит за проектом Conscious Commerce. В 2014 году осознание того, что свитшот из светшопа — это отвратительно, стало массовым. 2014-й был временем благих намерений и ответственных начинаний, а 2015-й станет годом их первых ощутимых результатов. 

Разновозрастной

Индустрии моды и красоты стали союзниками в борьбе с эйджизмом, дискриминацией по возрастному признаку. У пятнадцатилетних моделей больше нет монополии на работу на подиумах, обложки журналов и участие в рекламных кампаниях. С одной стороны их норовят потеснить восьмилетние, о чем свидетельствует случай первой девочки-супермодели Кристины Пименовой. С другой — наметилась красивая тенденция уважения к старшим. В уходящем году 93-летняя it-girl Айрис Апфель рекламировала MAC, 68-летняя Шарлотта Рэмплинг и 54-летняя Тильда Суинтон по очереди побывали лицами NARS, а 65-летняя Джессика Лэнг — лицом Marc Jacobs Beauty. Конечно, зрелые звезды и раньше рекламировали косметику, но изображения нещадно выравнивались и сглаживались ретушерами, а рекламируемая ими косметика в основном была антивозрастной. Теперь это просто знаменитые красивые женщины, с неизбежными морщинами, неровностями и порами, рекламирующие помаду. Мода почти не отстает: в новой кампании Versace солирует 56-летняя Мадонна, 71-летняя Джони Митчелл красуется на постерах Saint Laurent, а 80-летняя Джоан Дидион стала лицом Celine. Универмаг Selfridges, который в это время года традиционно посвящал витрины Bright Young Things, прикинув возможности другого важного и недооцененного  рынка, заменил их на Bright Old Things, то есть людей в возрасте, преуспевших во второй или даже третьей карьере.

Ряды моделей в возрасте тоже изрядно пополнились, и 83-летняя супермодель Кармен Делль'Орефайс уже не прозябает на подиуме в одиночестве. Во многом это произошло благодаря блогу Advanced Style. Это стрит-фэшн-блог, а теперь уже и книга, и документальный фильм, посвященные пожилым жителям Нью-Йорка с выдающимся стилем, авторства Ари Сет Коэна. 64-летняя Ципора Соломон и 83-летняя Жаклин Мердок сначала угодили в его объектив и только потом в рекламную кампанию Lanvin, а 66-летняя Линда Родин — в The Row. Тенденцию антиэйджизма поддержали и Dolce&Gabbana, в их новой кампании наряду с юными моделями и тореадором фигурируют обаятельные бабушки. Самым эффектным материалом года в рамках возрастной амнистии, пожалуй, стала обложка и фотосессия журнала M Le Magazin du Monde. В ближайшем будущем пожилых красавиц на виду и на слуху станет только больше. Просто их существование только что заметили.

Разноразмерной

Еще несколько лет назад фигура Бет Дитто воспринималась как модный курьез. Теперь знаменитые девушки с менее вычурными, но все же вполне пышными формами вроде Ким Кардашьян или Лены Данем украшают обложки Vogue, а менее известные участвуют в съемке белья в том же издании. 2014-й — год, когда в календаре Pirelli появилась модель plus-size Кэндис Хаффин, первые high-end fashion дизайнеры расширили свои размерные сетки ради крупных клиенток и в свет вышли первые фэшн-журналы для девушек «нестандартных» размеров вроде Slink. За эти долгожданные изменения в сознании и на рынке во многом ответственны фэшн-блогеры plus-size и сотни тысяч их подписчиков, чьи голоса в этом году наконец были услышаны индустрией. К тому же некоторые из них вроде Танеши Авашти и Николетт Мейсон не просто ничего не стесняются и отлично одеваются, но и запустили собственные бренды для девушек схожей комплекции. 

Узнаваемые формы также добавили веса явлению. Та же Ким Кардашьян появилась в рекламной кампании Balmain, а Ники Минаж стала новым лицом Roberto Cavalli, хотя обе — обладательницы не совсем модельных параметров. Мораль на следующий год теперь уже официально такая: красивое тело — это то, в котором вам хорошо.

 Умной и высокотехнологичной

Прошедший год стал отправной точкой для крепкого союза моды и нательных устройств. В 2015 году высокие фэшн-технологии из музеев и шоу попадут прямиком в бутики, и наша одежда и аксессуары того и гляди станут умнее нас. В связи с миниатюризацией технологий уже случилось вот что: смарт- и фитнес-браслеты наконец стали отлично выглядеть, смарт-кольца уже неотличимы от ювелирных украшений, а платья принялись то украшать светодиодами, то печатать на 3D-принтерах.  Смарт-часы Apple watch признаны главным событием в моде по версии The New York Times. И вот уже Ralph Lauren выпускает первую смарт-футболку, считывающую биометрические данные и передающую их на планшет или телефон, и смарт-версию знаменитой сумки Ricky, снабженную зарядным устройством и внутренним освещением, а Tommy Hilfiger представляет куртку с солнечными батареями на спине, способную заряжать гаджеты. А это значит, что следующими будут все.