«Ситуация с 12 декабря не изменилась. Никаких дополнительных ограничений на ввоз и реализацию не вводилось», — рассказала представитель службы. По ее словам, региональные управления ведомства действительно направляли в торговые сети письма, в которых интересовались наличием той или иной соли. Однако в письмах «не было рекомендаций по запрету реализации», сказала Сергеева.

Газета «Коммерсант» в номере от 13 января сообщила о претензиях Роспотребнадзора к продукции украинских компаний «Артемсоль» и «Славянская соль», а также белорусских производителей «Мозырьсоль» и «Белкалий». По информации издания, несколько региональных управлений Роспотребнадзора в декабре направили в магазины письма, в которых поинтересовались о наличии на полках соли упомянутых компаний «в целях исключения из оборота указанной продукции». В торговых сетях X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), Metro и «О`кей» подтвердили информацию о получении рекомендательных писем.

Во время декабрьских проверок Роспотребнадзор обнаружил, что соль упомянутых компаний не соответствует требованиям пищевой продукции по содержанию примесей и йода, а также по органолептическим показателям. С 12 декабря ведомство усилило контроль поставок соли из Украины и Белоруссии.

На упомянутых украинских и белорусских производителей приходится до 56 процентов всей продаваемой соли в России.

Петр Шелищ, председатель союза потребителей России:

Надо дать по рукам тем, кто мутит рынок, неизбежно приводя к росту цен. Те, кто закупил большие запасы соли, готовы сейчас сыграть либо на снижении предложения, либо на повышении спроса. Это беспроигрышный вариант. Когда в СМИ появляется информация о сокращении предложения, спрос сразу повышается.

Соль — товар относительно дешевый, но занимает значительное место в нашем потреблении. Мы покупаем пачку соли, кому-то ее хватает на месяц, кому-то на полтора, но соль мы добавляем практически во все блюда. Если так вышло с солью, то ничто не мешает игрокам провернуть это и с другими продуктами питания. Это будет спекулятивный рост цен, такие игры всегда против потребителей.

Кризис — это когда цены растут, но не доходы большинства потребителей. Так было в 1998-1999 и 2008-2009 годах, сейчас это снова происходит. Это случается не только из-за резкого повышения потребительских цен, но и из-за торможения роста доходов. Но если раньше было понятно, что как только кризис закончится, доходы начнут расти, то теперь это уже не так очевидно. Опыт прежних кризисов говорит, что прямой рост цен — тот, что на ценниках — усугубляется скрытым ростом, когда за те же деньги нам продают товары из более дешевого сырья по упрощенным технологиям или вообще не соответствующие стандартным требованиям.

За прошлый год еще нет данных, но в 2013 году Роспотребнадзор забраковал и снял с продажи 11 процентов проверенного мяса и мясных продуктов. Это значит, что «правильное» мясо обошлось нам на 11 процентов дороже, чем на ценниках. Если среди проверенного мяса 11 процентов оказалось негодным, то что тогда говорить о том мясе, которое мы уже купили? В прошлом году, к слову, было продано шесть миллионов тонн мяса, если теоретически пересчитать с учетом тех 11 процентов, то мы переплатили за мясо 130 миллионов рублей.