В ночь с 30 на 31 января в Москве загорелась библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Пожар удалось потушить лишь спустя сутки. Масштабы трагедии еще предстоит оценить специалистам, но уже сейчас с горечью можно сказать, что мир лишился большого количества документов и книг. «Сноб» восстановил хронику пожара, узнал, какие документы и книги хранились в коллекции и вспомнил другие пожары в библиотеках
Пожар в библиотеке начался около 22 часов 30 января — именно тогда на пульт экстренных служб начали поступать сообщения о ЧП. Пожару был присвоен третий ранг сложности из пяти возможных. По данным МЧС, он начался на третьем этаже здания, причиной могло стать короткое замыкание.
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Общая площадь пожара составляет около двух тысяч квадратных метров, но, несмотря на быструю локализацию (в течение двух часов), угроза его распространения до сих пор остается. Общая площадь библиотеки — 30 тысяч квадратных метров.
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
В момент написания заметки на месте тушения пожара работают более 150 человек личного состава, задействовано порядка 50 единиц техники. Чтобы не допустить мародерства, полиции пришлось взять здание под охрану и установить оцепление. Сейчас полиция заявляет, что возможность мародерства полностью исключена.
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Возможно, пожара можно было бы избежать, прими руководство Института меры по ликвидации нарушений требований пожарной безопасности: последняя пожарная проверка здания состоялась в марте 2014 года и выявила семь нарушений. Тогда учреждение было оштрафовано на 70 тысяч рублей, недостатки было предписано устранить до 30 января 2015 года, т.е. непосредственно дня пожара. В феврале МЧС готовила внеплановую проверку здания.
Директор ИНИОН Юрий Пивоваров надеется, что ценную библиотеку института удастся сохранить в старом здании и переезжать не придется, но едва ли сейчас в это можно поверить — в результате пожара уже обрушилась кровля здания (на площади около тысячи квадратных метров) и внешняя стена. По оценкам Пивоварова, уже пострадало порядка пятнадцати процентов от книжного фонда ИНИОН.
Президент Российской академии наук Владимир Фортов, который вместе с Пивоваровым сегодня побывал на месте происшествия, был более резок в оценке, сравнив пожар в библиотеке ИНИОН с аварией на Чернобыльской АЭС. «Для науки это большая потеря, это крупнейшее в мире хранилище подобного рода, похожее, наверное, на библиотеку Конгресса. Здесь собраны материалы, которых в других местах найти невозможно, и все гуманитарные институты пользовались этой библиотекой. Внешне то, что случилось, сейчас напоминает Чернобыль», — заявил он.
Библиотека ИНИОН была основана в 1918 году как книгохранилище Социалистической академии общественных наук, ее создавали наподобие библиотеки Конгресса в США. Она считалась второй по значимости после Ленинки в Москве. В хранилищах находятся книги на древних и современных восточных, европейских и русском языках, в том числе издания XVI — начала XX веков. Всего в библиотеке насчитывается свыше 14 миллионов книг, среди которых и единственные в России собрания документов Лиги наций, ООН и ЮНЕСКО, парламентские отчеты США (с 1789 года), Англии (с 1803 года), Италии (с 1897 года), и крупнейшая в России коллекция книг на славянских языках.
Пожар в ИНИОН касается меня лично. Моя тетя Галина Горбушина начала работать там, когда фонд еще только создавали на улице Маркса недалеко от Библиотеки Ленина. Она помнит переезд в 1973 на Нахимовский. В ИНИОНе работала моя мама, когда училась на вечернем отделении Истфака. В ИНИОНе на главной лестнице и познакомились мои родители.
Тетя уверена, что это поджог. Единственный пожар за 38 лет, который она помнит, случился, когда загорелся компьютер. Но выгорела только одна (!) комната. В данном случае речь идет о 2000 квадратных метрах и затем 5000.
На прошлой неделе только закончилась проверка, которая прошла успешно. Поменяли выключатели.
По словам её коллеги, научного сотрудника Араловой, к директору Пивоварову несколько раз приходили азербайджанцы, которые контролируют все торговые точки вокруг метро, и просили сдать им в аренду под павильоны заросший травой бассейн. Пивоваров отказывался. Аралова знает этих людей в лицо. Она подходила к ним и спрашивала, чем закончилось дело. Ответ был: «Мы пришли к нему не с пустыми руками. Но он сам виноват, вы нам все сами даром отдадите».
У Пивоварова напряженные отношения с Осиповым, который застраивает район дорогой недвижимостью. Недавно он предлагал директору отдать под застройку парк между ЦЭМИ и ИНИОН. Пивоваров отказался.
В библиотеке 600 сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. Сгорел архив с трудовыми книжками, базы данных. Новая заведующая только принесла все дипломы в кабинет...
ИНИОН АН СССР. Моя мама проработала там бог знает сколько лет. Тут мне впервые дали потрогать компьютер в 82-м или в 83-м, а в 10-м классе заплатили 100 рублей за разработку совершенно комической базы данных для их библиотечных нужд (половину забрал автобусный контролер в тот же день, базу данных забыли примерно тогда же). Суперское плоское здание с шикарными желтыми ящиками для библиотечных карточек. Какой-то иностранный лоск — стекло, простор, ковролин. Восьмибитные игры на Accorn, а потом Принц Персии на IBM PC XT. Пластиковые окна-линзы в крыше, с которых зимой вороны обожали скатываться на жопе. Отдел описания свежих поступлений — дико симпатичные дядьки и тетки, они умеют запускать игры и дают пряник, к старику МихПету я потом буду заходить в гости на Арбат (у него есть собственный компьютер с символьной строкой вместо дисплея). Фуфыристые чувихи в машинном зале (фальшпол поднят на метр, под ним кабели) барыжат иногда венгерскими зимними сапогами и удачно выходят замуж. Потрясающий воображение мэйнфрейм хьюлетт-паккард 9000 с данными на лентах и терминалами Видеотон — если очень постараться, то можно обыграть его в большие крестики-нолики (мама может, а я нет). Юный кооператор (вчерашний МНС) показывает бывшим коллегам японский синтезатор — этого парня зарежут через год. Читальный зал с сероватого вида посетителями — неприятные, их лучше избегать. Сортиры у читального зала вонючи и нечисты, а на втором этаже вполне себе, но туалетную бумагу надо приносить с собой. Распространяют билеты мгновенной лотереи — можно выиграть машину или импортную кассету для магнитофона (выиграл). Вечная кража карточек из каталога, особенно про устройство банковской системы капстран. Рыбный день по четвергам и продовольственные заказы по праздникам. Ленты распечаток, на которых можно рисовать. Елка с дедом морозом и «творческая встреча» с актерами фильма «Гардемарины, вперед» в конференц- (а не актовом, прошу заметить!) зале. Доиграть и успеть на последний троллейбус к первой девушке. Спецхран. Ксерокс охраняет цербер. Гигантское хранилище простокниг. Примерно треть от объема ленинки, десятая часть библиотеки конгресса США.
Позвонила жена, сказала, что горит ИНИОН. Полез в новости — оказывается, он уже и сгорел.
Я не Саша Гаврилов, у меня с ИНИОНом не связано никаких глотков свежего воздуха через чтение Ольги Седаковой (мне перед ней на всю жизнь стыдно, я у нее дома однажды напился гг).
Но вся моя предыдущая (и настоящая) самореализация связана с ПараГрафом, а он находился рядом, на 19-м этаже ЦЭМИ. А на парапете пустого бассейна возле ИНИОНа мы пили каждый раз после работы. Очаковский джин с тоником, а что же еще. Это была вторая половина девяностых. Время надежд.
На лестнице к замурованному центральному входу в ИНИОН я однажды, после какой-то параграфовской пьянки, практически подрался с девушкой, которая, собственно, и сделала меня таким, какой я. Она пьяная была, я тоже, причем мы оба уже, кажется, там не работали.
Сколько там всего было придумано, на этой лестнице и на этом парапете. В девяностые всё придумывалось по пьяни.
И вы знаете - никогда, ни разу, ни единого, я не видел, чтобы в это здание кто-то входил, и кто-нибудь выходил. А я около него проводил час-два каждый вечер на протяжении нескольких лет.
Я так думаю, что его не отремонтируют больше. Снесут. Слишком оно НИЗКОЕ для этого места. Построят ВЫСОКОЕ.
Пожары библиотек в истории
Одним из самых крупных пожаров в истории российских библиотек стал пожар в Библиотеке Академии наук СССР в Ленинграде. Пожар в здании, которое располагалось на Васильевском острове, произошел вечером 14 февраля 1988 года и так же, как и в случае с ИНИОН, начался на третьем этаже — там располагался газетный фонд библиотеки. Пожарные сумели локализовать очаг возгорания спустя четыре часа, но через еще несколько часов в другом конце здания возник новый очаг возгорания. Все подъезды к Биржевой линии Васильевского острова были перекрыты пожарными машинами, была объявлена общая тревога. Пытаясь потушить огонь, пожарные протянули рукава от Невы, в библиотеку заливались тонны воды, в результате чего книгам был нанесен огромнейший ущерб. Тогда борьба с огнем заняла около 15 часов, а причины пожара не установлены до сих пор. Среди версий — халатность сотрудников библиотеки и умышленный поджог, но ни одна из них не была подтверждена следствием. В огне погибли все подшивки газет с 1922 по 1953 годы и около 300 тысяч книг. В общей же сложности пострадали около 3,5 миллионе единиц хранения. Спустя 27 лет реставраторам удалось восстановить лишь малую часть книжного фонда библиотеки.
Горят библиотеки не только в России. 4 декабря 1851 года в Библиотеке конгресса США произошел самый больший пожар в ее истории, уничтоживший 35 тысяч книг из 55-тысячной коллекции.
15 апреля 2003 года огнем была уничтожена Багдадская библиотека. Помимо книг в пожаре сгорел национальный архив, содержавший документы королевского двора Ирака и записи времен Оттоманской империи, а также уникальная коллекция Коранов. ЮНЕСКО назвало эту утрату «катастрофической».
В декабре 2011 года во время акций протеста в Каире митингующие забросали коктейлями молотова старинную библиотеку. Огонь быстро охватил здание, в результате чего библиотека выгорела практически полностью. Всего в библиотеке хранились свыше двухсот тысяч книг, среди них — подлинники старинных описаний Египта, карты, исторические манускрипты, и, также, как и в Багдадской библиотеке, большая коллекция Коранов.