Все знают, что детей надо хвалить. Об этом в любой книжке про воспитание написано. Но в этом деле, как и в любом другом, есть свои психологические тонкости. Которые я и предлагаю сегодня обсудить на конкретных примерах. Ниже я представлю два монолога, которые услышала у себя в кабинете. И там и там родители хвалили детей полной мерой.  

Монолог номер один

— Мне в детстве всегда казалось, что меня мало хвалят. Я училась без троек, старалась помогать маме и бабушке по дому, сидела с младшим братом, а потом помогала ему готовить уроки, но мои родные, видимо, воспринимали все это как что-то совершенно естественное и никакой их реакции, кроме «Все сделала? Ага, хорошо!», я не помню. При этом я видела и знала, что в семьях моих одноклассниц все не так. Когда одна из моих подружек закончила четвертый класс без троек, ей купили замечательный велосипед. Другую сверстницу, которая, как и я, иногда сидела с младшей сестричкой,  мама при любой возможности называла «моя любимая нянюшка» и всем вокруг признавалась: «Прямо не знаю, что б я без нее делала». Когда мы с подружкой поступили в институт (самостоятельно, на бесплатное отделение), ей устроили праздник и купили путевку в Париж, а мне сказали: ну, разумеется, ты поступила, мы и не сомневались, голова у тебя и у самой в порядке, да и чужого труда вложено туда немало. Отнеси-ка ты своей учительнице математики вот эту коробку конфет.

Понятно, что все это казалось мне чрезвычайно обидным. До сего дня я не сказала родителям об этом ни слова (они, слава богу, живы и здравствуют), но для себя прямо тогда же (в семнадцать лет) твердо решила, что, когда у меня у самой будут дети, я буду их все время за все хвалить. Чтобы они не чувствовали себя обделенными добрым словом, как когда-то я сама.

Некоторые люди, я знаю, забывают подобные обещания, данные самим себе, и после ведут себя в своей собственной семье точь-в-точь как вели себя когда-то их родители. Моя подруга недавно жаловалась мне, что с ужасом поймала себя на том, что орет на свою дочь не просто похоже, а прямо теми же самими чрезвычайно обидными словами, которые когда-то выкрикивала ей ее собственная мать. Но я не такова. И когда у меня родился сын, я прекрасно помнила свое обещание и с самого начала хвалила его за все, за что только могла. Не попусту, не думайте. Я все помнила, и у нас был и велосипед-награда и праздники по поводу каких-то его удач, и много всего другого. Я была абсолютно уверена, что все делаю правильно. И вот теперь... — в этом месте голос рассказчицы дрогнул от сдерживаемых рыданий. — Теперь ему четырнадцать лет, у нас огромные проблемы, и еще он обвинил меня в том, что я испортила ему жизнь тем, что все время его хвалила. Но как же это может быть? Детей же надо хвалить!

Монолог номер два

— Она у меня замечательная девочка, правда. Добрая, ласковая, послушная. Я много книжек всяких про воспитание прочитала, еще когда беременная была, и потом, когда грудью ее кормила. Говорят, какой-то должен быть кризис трех лет, но мы его и не заметили. Так что я ее никогда не ругала особо — просто не за что было. Я знаю, если ребенка ругать, подчеркивать его неудачи, недостатки, он вырастает неуверенным в себе. В своих возможностях, внешности, еще чем-то. У нас этого и в помине не было. Она у меня всегда была самая лучшая. Я ей всегда говорила: «Ты у меня умная, замечательная, ты отлично рисуешь, читаешь стихи, бегаешь, прыгаешь. А если у тебя пока что-то не получается, так это нормально — ни у кого все сразу не выходит. Ты еще постараешься, и у тебя обязательно получится». Это ведь я правильно говорила, так и надо?

И вот теперь, представьте, она у нас в третьем классе, учительница сказала: делайте что-то, а невролог нам сказал, что у нее депрессия. В третьем классе?! Депрессия?! Я просто уж и не знаю, что делать… Но что-то, конечно, нужно. На самом деле это уже и в садике началось, но в школе усилилось. Она боится что-нибудь новое начать, ни в чем не уверена, от самой маленькой ошибки плачет, все время говорит, что у нее ничего не получится, что она глупая, некрасивая, плохо спит, плохо ест, а недавно сказала, что лучше бы ее и вообще не было. Когда мы напрямую спрашиваем ее, что с ней происходит, она отвечает: я боюсь, и больше ничего не объясняет. Но чего ей бояться? Это я за нее боюсь!

И главное, я совсем-совсем не понимаю, откуда она все это взяла! Ее же всегда только хвалили…

Вот такие истории. В первом случае я предлагаю читателям угадать, какие именно проблемы возникли в семье мальчика. Во втором — чего именно боялась девочка-третьеклассница.

И еще, пожалуйста, высказывайте свои мнения о том, как можно и нельзя хвалить детей. Замечательно, если кто-то сможет привести примеры из своей жизни или из жизни своей семьи.

И напоминаю для всех читателей, что не только сами материалы, но и наши дискуссии снова открыты для чтения. Приходите, у нас бывает интересно.