В детстве у меня был только один, но самый лучший арт-альбом: «Щукин и Морозов — коллекционеры». Я перелистывала его каждые выходные и к десяти годам, без боли в спине от долгого стояния перед картинами под усыпляющее гудение экскурсовода, крепко-накрепко запомнила имена и главные произведения французских импрессионистов из коллекции Пушкинского музея. Прошло двадцать лет, и появился повод позавидовать современным детям: в центре дизайна ARTPLAY корабли из Гавани в Марселе Поля Синьяка летают по стенам, балерины Дега возникают из темноты под музыку Чайковского, поверхность пруда с кувшинками Моне слегка подрагивает, словно вибрируя от переборов струн арфы, звучащей из-под потолка. 

Компания iVision, которая год назад организовала выставку «Ван Гог. Ожившие полотна», презентовала московским зрителям аналогичный проект — мультимедийную экспозицию «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты». В противоположном крыле здания креативная команда ARTPLAY открыла схожую по духу выставку, посвященную другой живописной эпохе — «Великие модернисты».

Первая представляет собой огромный зал с пустыми стенами, на которые под классическую музыку проецируются картины художников и движущиеся детали полотен импрессионистов. Многие посетители приводят в этот зал детей. На многократно увеличенных картинах можно разглядывать техники художников, гоняться за изображениями, «бегущими» по полу галереи, танцевать. При этом дети не мешают взрослым сосредоточиться на шоу, проекции огромны, а музыка звучит из мощных динамиков. На выходе из зала стоят мольберты с карандашами, а на экранах перед ними прокручиваются простые видеоуроки рисования — для тех, в ком проснулось вдохновение.

Экспозиция «Великие модернисты» рассчитана скорее на взрослых зрителей. Перед входом в галерею — копии супрематического гроба Малевича и супрематические мумии, созданные по его эскизам. А в зале — проекции на стенах, как и в импрессионистском крыле, но вместо анимированных полотен — видеоролики по мотивам произведений девяти художников. Золотые орнаменты Климта превращаются в искры и блестки, афиши с танцовщицами Тулуз-Лотрека рассыпаются по залу под звенящий женский хохот, лица из «Фриза жизни» Мунка выглядывают из ползущего дыма, элементы супрематических полотен Малевича смешиваются в вихрь, летящий над красными холмами. Впечатления от этой видеоинсталляции сравнимы с теми, что остаются от походов на зрелищные голливудские фильмы.

Обе экспозиции — массовый аттракцион, способный примирить с импрессионизмом и супрематизмом тех, кто больше любит натюрморты голландских мастеров, нежели «Яблоки» Сезанна. Участник проекта «Сноб» Игорь Уткин решил вернуться на выставку и взять с собой маленькую дочку: «Экспозиция восхищает подбором картин и качеством их представления. Здесь показано то, на чем надо растить детей и начинать воспитание, не только художественное, но и личностное».