Театральные режиссеры встали на защиту «Тангейзера» от РПЦ
В Новосибирске в среду, 4 марта, прошло первое судебное заседание по административному делу об оскорблении чувств верующих, которое возбудили после постановки оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера в Новосибирском театре оперы и балета
Дело завели против директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина, который поставил современный вариант оперы Вагнера. В постановке Кулябина рыцарь Тангейзер оказался кинорежиссером, который снимает эротический фильм «Грот Венеры», главным героем которого стал Иисус Христос.
Против постановки выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, который обвинил постановку Кулябина в оскорблении чувств верующих. Как рассказал после заседания 4 марта адвокат Сергей Бадамшин, представляющий интересы директора театра, в деле нет жалоб от православных, которых оскорбила постановка: только жалоба от митрополита Тихона. По его словам, суд не должен основываться только на мнении митрополита, который не видел постановки.
Представители прокуратуры рассказали на суде, что видели только видеозапись оперы, декорации и афишу «порнографического содержания», на которой изображен Христос. «Мы считаем, что имеет место осквернение христианской святыни», — заявил заместитель прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис.
По делу не проводилась комплексная экспертиза, у прокуратуры есть только заключение доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова. Однако, говорит адвокат Бадамшин, эксперт дал свое заключение 3 марта, то есть после 24 февраля, когда возбудили дело, что незаконно.
Выслушав прокуроров и адвокатов театра, суд отложил рассмотрение дела до 10 марта, чтобы допросить свидетелей. Судья не решил, будет ли проведена комплексная экспертиза оперы.
Следственный комитет России также проверяет оперу новосибирского театра на оскорбление чувств верующих. Следователи пока не сообщали об итогах расследования.
Театральные режиссеры встали на защиту «Тангейзера»
Олег Табаков, художественный руководитель МХТ имени Чехова:
Тимофей Кулябин поставил в Новосибирском театре оперы и балета спектакль «Тангейзер». Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу.
У Льва Толстого был прекрасный термин: «энергия заблуждения». Художник имеет право на заблуждение. В нем — этом заблуждении — поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам.
Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах.
Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания.
Цензура в любом проявлении — государственном или церковном — опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, — не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, — но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов.
Я призываю остановить травлю режиссера и театра.
Давайте говорить, а не размахивать Уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак.
Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций:
В последние дни из средств массовой информации с тревогой узнаю о событиях, разворачивающихся вокруг спектакля Новосибирского Театра оперы и балета «Тангейзер» и о следственных действиях в отношении создателей спектакля.
Режиссер Тимофей Кулябин поставил два спектакля в Государственном Театре Наций — «Электру» Эврипида и «Сонеты Шекспира». То, как неторопливо, серьезно и глубоко через природу театра он изучает природу человека во все времена, делает Тимофея Кулябина, на мой взгляд, одним из самых талантливых молодых режиссеров России, за которыми стоит будущее нашего театрального искусства.
Как и те, кто инициировал разбирательство, я еще не видел спектакль «Тангейзер». Но уверен, что молодое искусство всегда ищет новые пути и способы выражения своих мыслей и идей. И то, что кто-то не понял, не сделал попытки понять, или не так, как режиссер, интерпретировал замысел увиденного художественного произведения, является личным делом зрителя. Театр — не храм, как сказал классик, а кафедра. Он по определению не может оскорбить никаких чувств, истинных или мнимых. Театр может взволновать, может вызывать несогласие, может даже раздражать, главное — он не должен оставлять зрителя равнодушным. И все споры о театральных спектаклях должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах. Иначе будущее нашей культуры незавидно.
Надеюсь, что здравый смысл восторжествует.
Кирилл Серебренников, художественный руководитель «Гоголь-центра»:
Нападение церковных мракобесов на оперу «Тангейзер» и режиссера Тимофея Кулябина — это позор. Позор России. Это то, что надо скрывать, чего надо стыдиться, как если бы сейчас, в 21 веке, вдруг у кого-то открылась средневековая бубонная чума. Встретилось то, что не могло встретиться — Вагнер и провинциальный поп. Никто в мире не подозревал, что они могут где-то пересечься. Где Вагнер, где современная оперная режиссура и где этот мракобесный поп, который, не видя спектакля, пишет донос? Он решил, что эта постановка оскорбляет его религиозные чувства? Если его религиозные чувства в принципе могут быть оскорблены, значит, он неверующий, значит, он — шарлатан или язычник. Надо требовать прекратить преследование наших коллег по этому смехотворному поводу. Новосибирск, проснись! Не позорьтесь! Иначе эти подлецы и мракобесы придут «оскорбляться» к вам.
Александр Калягин, глава Союза театральных деятелей России, актер, режиссер:
Совсем недавно в Самаре местные патриоты требовали принять меры в отношении главного режиссера Самарского академического театра драмы Валерия Гришко, сыгравшего роль православного архиерея в фильме «Левиафан».
Сегодня еще более драматичная ситуация возникла вокруг спектакля «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина в Новосибирском театре оперы и балета. По заявлению митрополита Тихона против директора театра Бориса Мездрича и режиссера возбуждено административное дело об осквернении религиозной символики. И сейчас проверкой этого дела уже занимается Следственный комитет и дело может обрести уголовный характер.
Как и митрополит Тихон я спектакля не видел, и может быть, посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить — это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение.
Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества — к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь.
Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства.
Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия, и усилия самих художников и всего нашего общества. Об этом я обязательно выскажусь позже.