Кадр из фильма «Космос»
Кадр из фильма «Космос»

Событие основного конкурса — «Космос» французского режиссера польских кровей Анджея Жулавского, первый фильм мастера за 15 лет (он прервал карьеру, выпустив в 2000 году «Верность», свой третий и последний фильм с Софи Марсо — их брак длился с 1985 по 2001 годы; в 2006 году Жулавский возглавлял жюри Московского фестиваля, «подменив» отказавшего в последний момент Михаэля Ханеке). Я стал фанатом Жулавского еще подростком, посмотрев в воронежском видеоклубе, который вел удивительный киновед Сталь Никанорович Пензин, «Главное — любить»: копия была чудовищной — с глухим переводом, пожираемым резким немецким дубляжем, транслировался фильм на экран обычного советского «Рекорда», но все это были совершенно несущественные для уникального взвинченного стиля Жулавского помехи. Он — своеобразная реинкарнация Достоевского (мотивы «Идиота» Жулавский использовал в «Шальной любви»), его резкое, судорожное, всегда словно на бегу, кино о любовных и прочих одержимостях способно прорваться и не через такие преграды. «Космос» — экранизация люто абсурдистского романа Витольда Гомбровича, и слияние двух странных миров привело к весьма причудливому результату. Мне повезло посмотреть фильм еще в мае: друг Боря Нелепо воспользовался своим знакомством с продюсером Паулу Бранку и провел на закрытый рыночный показ в Канне. Там же был и куратор Локарно Карло Шатриан, который с середины сбежал; не знаю, по какой причине и досмотрел ли он фильм потом, однако в конкурс взял, молодец. «Космос» правда трудный фильм, но насколько нелегко он идет при первом просмотре, настолько же сильно цепляет.

Кадр из фильма «Брат Деян»
Кадр из фильма «Брат Деян»

Локарно вообще не боится непростого кино. В этом году в конкурсе «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе и новый рекордсмен по вычурным названиям, опус Бена Риверса «Небо дрожит, и земля в страхе, и два глаза друг другу не братья» (The Sky Trembles and the Earth Is Afraid and the Two Eyes Are Not Brothers), снятый в Марокко по мотивам «Далекого случая» Пола Боулза, «Тьма в белом свете» шриланкийца Вимукти Джайясундары и «Бездомный фильм» (No Home Movie) заслуженной бельгийской авангардистки Шанталь Акерман, «Красивая и исчезнувшая» амбициозного итальянского документалиста Пьетро Марчелло и «Шевалье» гречанки Афины Рэчел Цангари, славной почти культовым «Аттенбергом». Кажется, что относительный жанровый перекур предстоит только на новых фильмах Хона Сансу, корейского мастера камерных разговорных комедий с алкоголем и взбрыками хронотопа («Сейчас верно, а тогда — нет»), и Алекса ван Вармердама, специализирующегося на больных черных комедиях со сказочными мотивами («Шнейдер против Бакса»). Жюри, первым среди членов которого идет Удо Кир, предстоит потрудиться. Показательная «непопсовость» программы вызывает уважение — и восхищение: конкурсные показы проходят в аудитории FEVI, вмещающей 3500 человек и никогда не пустующей даже на самых заковыристых фильмах.

Локарно убивает тупой штамп «зрительское кино» — здесь и шестичасовой Лав Диас оказывается вполне зрительским. Для более легкого, но тоже штучного кино существует великая и неповторимая Пьяцца Гранде, центральная городская площадь, собирающая на ночные показы под открытым небом до восьми тысяч зрителей (на случай дождя предусмотрена параллельная проекция в FEVI, но тысячи отчаянных киноманов все равно предпочитают смотреть на Пьяцце, укрывшись фирменными желтыми дождевиками). В этом году Пьяцца делает ставку на передовой Голливуд: фильмом открытия станет «Рики и Флэш» Джонатана Демме с Мерил Стрип в роли рокерши, среди других фильмов секции Piazza Grande — «Девушка без комплексов» (Trainwreck) Джадда Апатоу, «Левша» (Southpaw) Антуана Фукуа, «Я, Эрл и умирающая девушка» Альфонса Гомеза-Рейона (формально этот победитель фестиваля Санденс — независимый, офф-голливудский фильм, но его дистрибьюцией занимаются мейджоры Warner Bros. и Fox) и классический «Охотник на оленей», показ которого приурочен к награждению Майкла Чимино за вклад.

Две больших программы — «Режиссеры настоящего» (Cineasti del presente) и «Леопарды завтрашнего дня» (Pardi di domani) — посвящены молодежи: в первой секции соревнуются дебюты, во второй — короткометражки. В жюри Pardi di domani входит наш молодой документалист, ученик Марины Разбежкиной Денис Клеблеев, а среди фильмов, которые будет судить его команда, — «Иностранный рабочий» (Salarie oriental) Рината Бекчентаева и Егора Шевченко из Московской школы нового кино. Вне конкурса – первая, революционная, запечатлевшая схватки на Майдане, в Крыму и на восточной границе Украины, часть дилогии «Киев – Москва». Это продюсерский проект Павла Костомарова и Александра Расторгуева, осуществленный большим коллективом автором. Представляет его еще одна ученица Разбежкиной Елена Хорева.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Награждение 89-летнего Марлена Мартыновича Хуциева сопровождает небольшая ретроспектива. В ней, увы, нет до сих пор незаконченного эпоса «Невечерняя», зато есть документальный фильм Петра Шепотинника «Хуциев. Мотор идет!». Другие специальные награды будут вручены режиссерам Марко Беллоккио и Майклу Чимино, актерам Эдварду Нортону и Энди Гарсиа, актрисе Бюль Ожье и продюсеру Уолтеру Мёрчу.