Вадим Рутковский: Локарно чествует Марлена Хуциева и собирает трудное кино
Событие основного конкурса — «Космос» французского режиссера польских кровей Анджея Жулавского, первый фильм мастера за 15 лет (он прервал карьеру, выпустив в 2000 году «Верность», свой третий и последний фильм с Софи Марсо — их брак длился с 1985 по 2001 годы; в 2006 году Жулавский возглавлял жюри Московского фестиваля, «подменив» отказавшего в последний момент Михаэля Ханеке). Я стал фанатом Жулавского еще подростком, посмотрев в воронежском видеоклубе, который вел удивительный киновед Сталь Никанорович Пензин, «Главное — любить»: копия была чудовищной — с глухим переводом, пожираемым резким немецким дубляжем, транслировался фильм на экран обычного советского «Рекорда», но все это были совершенно несущественные для уникального взвинченного стиля Жулавского помехи. Он — своеобразная реинкарнация Достоевского (мотивы «Идиота» Жулавский использовал в «Шальной любви»), его резкое, судорожное, всегда словно на бегу, кино о любовных и прочих одержимостях способно прорваться и не через такие преграды. «Космос» — экранизация люто абсурдистского романа Витольда Гомбровича, и слияние двух странных миров привело к весьма причудливому результату. Мне повезло посмотреть фильм еще в мае: друг Боря Нелепо воспользовался своим знакомством с продюсером Паулу Бранку и провел на закрытый рыночный показ в Канне. Там же был и куратор Локарно Карло Шатриан, который с середины сбежал; не знаю, по какой причине и досмотрел ли он фильм потом, однако в конкурс взял, молодец. «Космос» правда трудный фильм, но насколько нелегко он идет при первом просмотре, настолько же сильно цепляет.
Локарно вообще не боится непростого кино. В этом году в конкурсе «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе и новый рекордсмен по вычурным названиям, опус Бена Риверса «Небо дрожит, и земля в страхе, и два глаза друг другу не братья» (The Sky Trembles and the Earth Is Afraid and the Two Eyes Are Not Brothers), снятый в Марокко по мотивам «Далекого случая» Пола Боулза, «Тьма в белом свете» шриланкийца Вимукти Джайясундары и «Бездомный фильм» (No Home Movie) заслуженной бельгийской авангардистки Шанталь Акерман, «Красивая и исчезнувшая» амбициозного итальянского документалиста Пьетро Марчелло и «Шевалье» гречанки Афины Рэчел Цангари, славной почти культовым «Аттенбергом». Кажется, что относительный жанровый перекур предстоит только на новых фильмах Хона Сансу, корейского мастера камерных разговорных комедий с алкоголем и взбрыками хронотопа («Сейчас верно, а тогда — нет»), и Алекса ван Вармердама, специализирующегося на больных черных комедиях со сказочными мотивами («Шнейдер против Бакса»). Жюри, первым среди членов которого идет Удо Кир, предстоит потрудиться. Показательная «непопсовость» программы вызывает уважение — и восхищение: конкурсные показы проходят в аудитории FEVI, вмещающей 3500 человек и никогда не пустующей даже на самых заковыристых фильмах.