Алексей Скопин:

Все форумы, которые проводятся на Дальнем Востоке, по сути преследуют одну цель — повышение инвестиционной привлекательности региона. Есть инвесторы региональные и национальные, последние на Дальний Восток приходят неохотно: европейская и восточная части страны не имеют устойчивого сообщения между собой. Те железные дороги, которые существуют, уже перегружены, строить там новую инфраструктуру — очень дорого. А беда имеющихся на Дальнем Востоке сумасшедших по запасам месторождений в том, что они очень удалены от основных транспортных магистралей.

Пока не будет создана инфраструктура, ожидать крупных инвесторов, которые придут и начнут вкладывать большие деньги, не приходится. Встает вопрос: кто будет эту инфраструктуру создавать? Обычно действий ждут от правительства: раз оно думает о восточных районах, так пусть инфраструктурой и займется. Но у правительства на носу Чемпионат мира по футболу 2018 года и прочие важные неотложные дела. Поэтому оно говорит: мы вам газо- и нефтепроводы поможем построить, а вот на железные дороги у нас денег нет.

Так задача о привлечении инвесторов трансформируется в новую задачу: кто даст денег на создание инфраструктуры, при том что ее нельзя отдать в собственность инвестору, а значит и непонятно, как он будет возвращать свои деньги. Решение задачи о создании мощных инфраструктурных коридоров нашлось — это создание территорий опережающего развития.

ТОР в свою очередь размещают преимущественно в портовых городах, где отсутствует необходимость строительства больших железнодорожных объектов, а инфраструктура какая никакая уже есть. Здесь можно развивать логистику и таким образом налаживать ситуацию. Поэтому территории опережающего развития — это некий компромиссный вариант делать хоть что-то в ситуации, когда большие проекты мы себе позволить не можем.

Этим и занимается Восточный экономический форум — ищет тех, кто заинтересован в ТОР. Россия может предложить глобальным региональным инвесторам только сырье, рыбу и оборонную продукцию. Но сырья в мире сейчас очень много — рынки насыщены, цены низкие. Поэтому создавать крупные инфраструктурные коридоры ради получения сырья смысла особо нет, инвесторы это прекрасно понимают. Поэтому делегатов Кореи, Китая и Японии больше интересуют логистические центры и оборонка. Это не решит глобальную инфраструктурную проблему, но территории опережающего развития станут точками выхода инфраструктуры из удаленных регионов на Тихоокеанское побережье.