Макао — азиатская столица автоспорта
Объяснить не знатоку в двух словах, что такое Гран-при Макао, почти невозможно. Но давайте попробуем: это самая престижная гонка «Формулы-3». В автоспортивном сообществе это мероприятие стоит в одном ряду с ралли Монте-Карло, марафоном «24 часа Ле-Мана», американской легендой «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако. И история у гонки, ежегодно проходящей на улицах Макао, не менее богатая и славная. С Макао неразрывно связаны такие фамилии, как Шумахер и Сенна. Именно здесь завоевана одна из главных побед российских гоночных автомобилей, о которых я расскажу ниже. Словом, в Китае проходит одна из самых важных и уважаемых гонок на свете. Вот, например, простой факт: в этом году Гран-при Макао состоится уже в 62-й раз. Для сравнения: на дворе 66-й по счету сезон «Формулы-1». И на протяжении всего этого времени, с самой первой гонки 1954-го года, конфигурация трассы остается неизменной. Нынешние участники, многим из которых нет еще и 18 лет, проезжают в точности те же шесть с небольшим километров, что в свое время проезжали пилоты, сегодня годящиеся им в деды. Таким не может похвастаться даже в третий раз поминаемое здесь Монако, где трассу пусть и понемногу, но меняли пятикратно.
Вообще, параллелей между двумя трассами на берегах двух морей, Лигурийского и Южно-Китайского, предостаточно. В первую очередь, это так называемая «городская» конфигурация: соревнования проходят на дорогах общего пользования, лишь раз в году перекрываемых ради большого гоночного праздника. Выглядит все потрясающе: зрители прямо с балконов домов, ресторанов и гостиниц наблюдают за тем, как разноцветные машины стремительно проносятся мимо небоскребов, яхт, особняков и прочих красот.
С точки зрения гонщиков, правда, все совсем иначе. Городская трасса — это узенькая лента не очень ровного асфальта, вьющаяся меж бетонных и металлических отбойников. Предельная концентрация внимания жизненно необходима здесь даже во время тренировочных заездов: одна малейшая ошибка может привести (и обычно приводит) к аварии. А уж когда начинаются настоящие гонки… Быть может, если бы не статус этапа в Макао, здесь все было бы куда спокойнее и скучнее. Пилоты срывались бы со старта, в первых двух-трех поворотах выстраивались в более-менее стройную колонну, да так и ехали бы до самого финиша, не рискуя лишний раз. Обгонять в Макао практически негде, и каждый такой маневр связан с нешуточным риском. Но особый статус у этого Гран-при есть. Потому что это своеобразный выпускной экзамен для молодых гонщиков. Главное событие года для каждого пилота «Формулы-3». Даже если весь год дела у тебя шли неважно, Макао дает шанс все исправить. Победил здесь — гарантированно привлек внимание больших людей из большого автоспорта и получил шанс сделать следующий шаг. Поэтому-то юные пилоты бьются отчаянно, до последнего метра дистанции, на пределе разумного и зачастую за его пределами. Уступать место на трассе и в дальнейшей карьере не хочет никто, и каждая гонка становится настоящим триллером. Жесткая борьба колесо в колесо, столкновения, фонтаны обломков, в которые превращаются хрупкие кузова спортивных машин, — все это здесь не исключение, а неотъемлемая составляющая и, возможно, самая суть происходящего.