Ирина Осипова: Во власти каблука
Яркие цвета, стразы и перья, бархат и мех, завязки-вишенки на зеленых босоножках, строгая архитектурная классика на высоченных шпильках и удобные мюли – фантазия Маноло Бланика неистощима. Иногда в интервью он кокетничает: мол, сделал сумочки к туфлям, а вдруг не понравятся, или обещает уйти со сцены, как только его обувь разлюбят, но шансов нет – туфли Бланика остаются объектом вожделения и поклонения.
На выставку в Эрмитаж (Главный штаб, 11 мая – 23 июля) привезли тридцать авторских эскизов и двести четырнадцать пар туфель из личного архива маэстро. Получается полноценная ретроспектива, составленная из лучших образцов разных лет, сгруппированных в шесть разделов, каждый из которых раскрывает определенную грань творчества или источник вдохновения Маноло Бланика.
Однажды его спросили, какие туфли непременно должны быть в гардеробе каждой женщины. Ответ оказался простым: туфли на низком или среднем каблуке для активных передвижений по городу, удобные классические лодочки, например Мэри Джейн, с ремешком на подъеме и роскошные вечерние туфли, как можно более экстравагантные. Умение создать фантасмагорию из простой пары туфель и привело Бланика к успеху. Все началось с того, что степень эпатажа его эскизов оценила королева модного глянца и главный редактор американского Vogue Диана Вриланд, посоветовав 28-летнему юноше, мечтавшему делать костюмы для кино и театра, сосредоточиться на аксессуарах, а лучше всего на обуви. Кино, впрочем, и так никуда от него не делось – в его туфельках ходила по Версалю Мария-Антуанетта в фильме Софии Копполы, и «Оскар» за костюмы отчасти его заслуга. Об этом – наиболее эффектный раздел выставки «Гала», где собраны самые невероятные образцы.
Его туфли отлично подходят для особых случаев что в жизни, что в кино – замуж в «Маноло» выходили Кэрри Брэдшоу в «Сексе в большом городе» и Белла Свон в «Сумерках» (поклонники вампирской саги были возмущены неподходящим героине расточительством). В жизни же было еще эффектнее – Бьянка Джаггер на белом коне въезжала в клуб на вечеринку по случаю своего дня рождения, разумеется, в «Маноло». В хорошей обуви должно хотеться танцевать, двигаться, жить, иначе выбрасывайте ее без сожаления – вот принцип Бланика. Им восхищаются знаменитости, и он платит им тем же. Увесистый альбом, изданный два года назад, собрал не только лучшие его модели, но и самые важные воспоминания, большая часть которых – признания в любви героям живым, ушедшим и книжным. Анна Пьяджи, самый экстравагантный модный редактор за всю историю глянца, знаменитый фотограф Сесил Битон, Брижит Бардо, Рианна, Александр Македонский – им отдано «Сердце», отдельный раздел экспозиции.
За неуемную фантазию Бланику на первых порах прощали технические огрехи. На дебютном показе – это была коллекция, сделанная в 1972 году для Оззи Кларка, – выяснилось, что начинающий дизайнер забыл укрепить каблуки и они прогибались под пятками моделей. Кому-то это могло стоить карьеры, но тут все лишь посмеялись – по словам Сесила Битона, Бланик изобрел новый способ ходить по подиуму. С тех пор он довел туфли до совершенства и еще не так давно, пока не повредил сухожилия, сам ездил на фабрики и примерял новые модели, чтобы убедиться в их удобстве. Если мужчина может стоять на каблуках, женщины могут в них летать.
Все остальные разделы выставки – чистое вдохновение, принявшее форму сапожка или туфельки. Воспоминания о путешествиях по Италии, Японии, Африке и России, пальмы и кактусы, лошади и пантеры, архитектура и живопись – его вдохновляет жизнь. Стоит ли удивляться, что «Маноло» существуют вне моды. «Моя хитрость в том, чтобы создать продукт, неподвластный времени».
Его спрашивают, как ему удается уже сорок пять лет держаться на плаву. «Я редко шел на компромиссы», – отвечает он, человек в роговых очках и обязательной бабочке, который в свои неполные семьдесят пять каждый день по многу часов рисует новые туфли.Ɔ.