«В школе ученики протирают штаны и зарабатывают сколиоз». Родители и дети о семейном образовании
Около 100 тысяч детей в России обучают родители. На семейное образование может перейти любой желающий. При этом ученик на любом этапе обучения вправе вернуться в школу. Семейное образование не стоит путать с домашним обучением по медицинским показаниям, когда дома с больным ребенком занимаются учителя. При семейном образовании обучение ребенка — прерогатива родителей. Школьники, которые переходят на семейное образование, могут остаться в контингенте своей школы или же зачисляться только на время аттестаций, а могут выбрать другую государственную или частную школу. Однако не все и не всегда проходит гладко.
Юлия, 41 год, Санкт-Петербург:
Я забрала старшего сына из школы в середине пятого класса. В тот год учеников распределили в лицейские и обычные классы — мой ребенок попал в обычный. Лучшие учителя достались лицеистам, их готовили к олимпиадам, вся внеклассная жизнь тоже была только для них. Даже классный руководитель моего сына вел в поход лицейский класс. На наших же детях просто поставили крест — в классе делался упор на географию и чтение. 70-летняя учительница математики постоянно орала на детей, говорила, что они дебилы — иначе учились бы в лицейском классе.
Как-то из новостей я узнала, что в школе проходила олимпиада по биологии и победила девочка-лицеистка. После моего разговора с завучем сын выполнил олимпиадное задание и набрал больше баллов, чем победитель. Потом на сайте школы появилась новость, что победителей двое и они набрали одинаковое количество баллов. Мне сказали, что работу сына перепроверили и нашли ошибку. Я потребовала показать, но мне сказали, что работу потеряли. Я поняла, что в этой школе делать просто нечего.
Сначала мы хотели поменять школу, но сделать это очень сложно: никто не хочет брать детей с пропиской в другом районе. Исключение могут сделать только для победителя олимпиад, который поднимет школе рейтинг.
Сначала было немного странно, что аттестация будет проходить без надзора учителя, а потом я поняла, что это наглядный пример того, что ты учишься для себя, — и объяснила это сыну
В итоге я забрала документы из школы, и мы перешли на семейное обучение.
Сын ушел из школы с облегчением. Он занимается спортом, трижды в неделю у него тренировки, так что со сверстниками он общался, с бывшими одноклассниками — тоже. Программа пятого-шестого классов достаточно простая, проблем не было. Предметы, на которые в школе отводится мало часов, мы изучали блоками — за месяц-два. Например, биология в школе была раз в неделю. Из-за такого «размазывания» предмета на весь год он плохо усваивается.
Где-то через полгода наш энтузиазм пошел на убыль. Шестой класс мы тоже проучились на домашнем, но времени на это у меня было поменьше. Я — мать троих детей, работаю на дому. Сын слегка расслабился и заскучал, поэтому мы решили, что пора вернуться в школу.
За все это время мы дважды дистанционно проходили аттестацию в частной школе ЦОДИВ. Сначала думали делать это в нашей школе бесплатно, но там нас сразу развернули. Потом я через РОНО выясняла, какие школы в нашем районе принимают на аттестацию детей на семейном образовании. В парочку позвонила, попросила образцы тестов, чтобы понять, как готовиться. Никто ничего мне не дал, сказали только, что за две недели надо будет сдать все предметы за год. Поэтому мы аттестовывались в частной школе, где нам дали базу поурочных разработок и тестов. Сначала было немного странно, что аттестация будет проходить без надзора учителя, а потом я поняла, что это наглядный пример того, что ты учишься для себя, — и объяснила это сыну. В сентябре пойдем туда учиться очно в седьмой класс.
Для меня школа — место, где случайным образом собираются дети с совершенно разными интересами и взглядами на мир. В таком месте очень сложно найти настоящих друзей
Белла, 12 лет, Москва:
На семейном обучении я уже третий год. В пятом классе меня перевели в гимназию, и у меня началась «аллергия на школу» — психосоматическое заболевание, постоянно болела голова и не дышал нос. Возможно, со временем я смогла бы адаптироваться в классе, но экспериментировать с моим здоровьем никому не хотелось. Мама предложила перейти на семейное обучение, я согласилась. Это было совместное решение, без моего согласия никто бы меня из школы не забрал. «Аллергия» прошла сразу.
С первой школой у меня связано много хороших воспоминаний, там у меня было много хороших знакомых, с которыми я до сих пор общаюсь, но по школе я не скучаю. Для меня школа — место, где случайным образом собираются дети с совершенно разными интересами и взглядами на мир. В таком месте очень сложно найти настоящих друзей. Все сводится к знакомству, общение вне школы практически отсутствует (сужу по младшей школе).
Пока я не перешла на семейное обучение, мне казалось, что без школьных «друзей» моя жизнь потеряет яркие краски, что школа — единственное место общения с ровесниками. Сейчас у меня много друзей моего возраста и старше, которые также на домашнем обучении. Мы много общаемся, ведем совместные проекты. У нас хорошая подростковая тусовка.
В первый год я была прикреплена к гимназии, и учителя отнеслись к моей форме обучения резко негативно, считая, что таким образом я занимаю место «нормальных» детей. Выражалось это в незаслуженном занижении оценок. Они говорили, что поставили бы мне пять, если бы я училась в школе. Друзья тайно и явно завидовали, следом за мной еще несколько человек выбрали такую же форму обучения.
В школе учителя самоутверждаются за счет учеников. Не все учителя готовы принять мнение ученика и ставят ему в пример тех, кто просто молчит и не возражает
Свой день я планирую сама. Кроме школьной программы успеваю заниматься многочисленными хобби. Мне несложно сосредоточиться и комфортнее учиться в собственном режиме. Сначала организоваться помогали родители, но в шестом классе их помощь стала не нужна. У меня есть свобода в выборе источников информации для обучения: «Открытый университет», Khan Academy, Arzamas, ну и порталы для изучения школьной программы. Учусь сама. Репетитор есть только по-английскому, общаюсь с ним по Skype. Дополнительно изучаю психологию, астрофизику, аналитику, маркетинг, рекламу, психологию отношений, литературу не по школьной программе.
В школе учителя самоутверждаются за счет учеников. Не все учителя готовы принять мнение ученика и ставят ему в пример тех, кто просто молчит и не возражает. Дети становятся частью конвейера, который выпускает во внешний мир людей, готовых подчиняться чужим указаниям: тут я всегда вспоминаю клип Pink Floyd — Another brick in the wall.
Школьную программу я сдаю согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. У меня разный опыт прохождения аттестаций: очно в школе, дистанционно — через интернет. Второй вариант удобнее: он позволяет не зависеть от субъективного мнения учителя. Учусь я на отлично. В будущем планирую поступать на факультет журналистики. У меня есть страница в фейсбуке, где я рассказываю о семейном образовании.
Пошли к директору, а она: «Вы не сможете обучить сына лучше, чем преподаватели. Ребенок вам нужен как нянька для младших детей»
Хадиджа, 41 год, Казань:
Я готовила старшего сына к семейному обучению по религиозным соображениям. Мусульманская школа в городе есть, но она далеко. А у меня на тот момент было четверо детей (сейчас — пятеро), некогда их всех развозить, в пробках часами стоять. Кроме того, качество обучения в школах очень низкое. Дети там просто протирают штаны, зарабатывают сколиоз, учатся пить-курить-материться — меня это не устраивало. Но первого сентября сын пошел в первый класс на линейку и ему понравилось. Я говорю: «Не вопрос — ходи!» После двух недель в школе он начал ныть, что ему разонравилось. Пошли к директору, а она: «Вы не сможете обучить сына лучше, чем преподаватели. Ребенок вам нужен как нянька для младших детей». В общем, сын проходил в школу до конца четверти, и я его забрала.
Муж сначала меня вроде бы поддерживал, но когда решила забрать ребенка, стал говорить, что мы неорганизованные, у нас ничего не выйдет, пусть мальчик в школе остается. Я ему говорю: «Вот ты ходил в школу. И что тебе это дало?» Он сдался. В итоге я уже шесть лет обучаю своих детей сама. Сейчас у меня четыре ученика: сыновья 13 и 12 лет и дочери 8 и 10 лет. Младшие в школе ни разу не были. А старшему за два месяца школа настолько опротивела, что он поначалу просто не хотел учиться.
Вот так думаешь, что ребенок технарь и ему только приборы разбирать-собирать интересно, а он, оказывается, еще и пекарь
У меня педагогическое образование, и я десять лет работала репетитором, преподавала английский язык. Чужих детей учить гораздо легче, чем своих. Мама — это мама, а учитель — это учитель. Но я нашла выход: последние два года мы учимся с тьютором онлайн. Моя задача сводится к тому, чтобы усадить детей за уроки, проследить, чтобы они их сделали, попутно что-то объяснить. Тьютор прививает им навык самообучения.
Бывает, начинаю сердиться, когда ребенок не понимает элементарные вещи в математике — у меня с ней нет проблем, это мой любимый предмет. Тогда я глубоко дышу, успокаиваюсь, говорю себе, что мой ребенок — не я. Старший сын сейчас осваивает графические программы, очень хорошо рисует, хочет стать визуализатором. Я нашла наставников, которые рассказывают ему о профессии. Младший сын недавно научился замешивать сдобное тесто и печь булочки. Уже несколько дней с упоением печет. Вот так думаешь, что ребенок технарь и ему только приборы разбирать-собирать интересно, а он, оказывается, еще и пекарь! Детям не скучно, от отсутствия общения они не страдают. Кроме учебы ходят еще и во всякие секции.
Семейное образование подходит не всем. Я работаю дома менеджером по продажам строительных материалов. Это не занимает слишком много времени. А людям, которые каждый день ходят на работу, тяжело контролировать своих детей.
Программа начальной школы достаточно легкая, так что я обогнал сверстников, пройдя программу трех лет за два года. Но мне было немного скучно
Герман, 15 лет, Москва:
В моем личном деле множество записей, я сменил несколько школ. Сначала я пошел в обычную подмосковную школу, где было семь первых классов и очень некачественное образование. Я проучился там год. На летних каникулах знакомая рассказала маме о семейном образовании, и она почти сразу же забрала мои документы из школы.
Мы с мамой занимались часа три в день. Я обычно вставал в 8 утра и делал задания, которые мама давала накануне вечером. Потом мы изучали новое, и часам к 11 я освобождался. Плюс еще в течение дня час читал. Программа начальной школы достаточно легкая, так что я обогнал сверстников, пройдя программу трех лет за два года. Но мне было немного скучно, ребята моего возраста учились во вторую смену, мне было не с кем общаться. Тогда мама нашла центр семейного образования, я ездил туда раз в неделю на полдня, проводил время с другими детьми. Там же проходил тестирование.
Так продолжалось до шестого класса. Потом отменили денежные компенсации родителям, дети которых учатся в семьях. А эти деньги как раз уходили на оплату моей учебы. Еще я смотрел на обычных школьников и думал, что что-то упускаю. Я сказал маме, что хочу понять, что такое школьная жизнь. Так я попал в обычную московскую школу. Мои одноклассники были знакомы с детсада, и ко мне как к новичку отнеслись не очень хорошо. Учителям я тоже поначалу не понравился: им было нечему меня учить. Школьная программа — это постоянное повторение старого и чуть-чуть нового. Новое я освоил быстро, а старое знал без повторений, потому что учился дома и не мог схалявить. Моим учителям не нравилось, что я решал задачи своими способами. При этом я набирал больше баллов на тестировании, чем отличники.
Когда я объяснял, что учусь дома, взрослые спрашивали: «А ты что, болен чем-то?», а сверстники завидовали
Через полгода я понял, что в школе очень много времени уходит впустую, а дни похожи один на другой и летят очень быстро. Я думал, что вот так закончу школу, а никаких особых воспоминаний и не останется, потому что все было очень одинаково, — и ушел оттуда.
Я много слышал о «Лиге школ» и решил поступать туда, поскольку эта школа считалась лучшей в России. Да и формат обучения там отличался от общеобразовательной школы. В 7-й класс из 300 человек прошли 17, в том числе и я. Некоторые теряли год, чтобы поступить именно туда. Большинство моих одноклассников были старше меня на два-три года. В «Лиге школ» я каждый день занимался чем-то новым, там была очень классная атмосфера, но в 2015 году школу закрыли.
Я перевелся на заочное обучение в дворовую школу. Раз в триместр сдавал экзамены по 16 предметам. Так прошло два года. В этом году, окончив девятый класс, я успешно сдал ОГЭ и задумался, что же дальше. Я хочу стать кинооператором. После колледжа меня бы сразу забрали в армию, год жизни был бы выкинут. Решил поступать во ВГИК, окончив 10–11-й класс экстерном. Я вернулся к семейному обучению, отдал документы в петербургский ЦОДИВ: там можно сдавать экзамены онлайн, не выходя из дома. Теперь у меня будет время на подготовку к вступительным экзаменам в вуз.
Раньше никто толком не слышал о семейном образовании. Когда я объяснял, что учусь дома, взрослые спрашивали: «А ты что, болен чем-то?», а сверстники завидовали. Но в какой-то момент семейное образование стало таким распространенным, что теперь никто не удивляется.
Если бы не эта форма обучения, я, как большинство среднестатистических школьников, пил бы, курил, ругался матом. Да и вообще был бы примитивным: все развивается, а школьная система образования не менялась уже несколько десятков лет.