«Твин Пикс» в деталях. Эпизоды 17 и 18: Конца не будет
Надеюсь, никто не рассчитывал, что в последних сериях нам в самом деле дадут ответы на все накопившиеся вопросы? Мы так и не узнали, где находится Одри Хорн и правда ли, что наш мир — это ее затянувшийся кошмар. Нам не объяснили, кем были мальчик и его мать-наркоманка, жившие через дорогу от дома, где Джонс, еще толстый и похотливый, встречался с проституткой, — может быть, это тоже семья какой-нибудь тульпы, и оба они все еще ждут своего Даги. Осталось загадкой, чем закончились сложные взаимоотношения Бена Хорна, секретарши Беверли и ее мужа. Бобби не рассказывает, что случилось с нервной женщиной и больным ребенком, ехавшими через Твин Пикс в одиннадцатой серии. Как там Джонни Хорн? Выжила ли Мириам? Действительно ли застрелился Стивен? Поймают ли Рэда, фокусника и драг-дилера?
В общем, так: Люси застрелила злобного куперовского двойника, Фредди зеленой рукой убил Боба, настоящий Дейл Купер вернулся в Твин Пикс
Было бы действительно странно, если бы Марк Фрост и Дэвид Линч вдруг решили потратить последние две серии третьего сезона на то, чтобы придумать финалы всем этим историям. Сны людей, живущих в чьем-то сне, — у них все равно нет ни начала, ни конца. Мы ведь никогда не узнаем, что будет дальше с сыном этой женщины из очереди — найдет ли он работу, женится ли наконец? Нам больше никогда не встретить случайного попутчика, несчастного Иова, чтобы он рассказал, пришел ли конец его бедам. Тогда почему, собственно, дела в Твин Пиксе должны обстоять как-то иначе? Достаточно и того, о чем нам все-таки поведали за эти два часа, пусть даже значительная их часть ушла на поездки героев по ночным дорогам.
В общем, так: Люси застрелила злобного куперовского двойника, Фредди зеленой рукой убил Боба, настоящий Дейл Купер вернулся в Твин Пикс, безглазая Найдо оказалась заколдованной Дайан, Джерри Хорн, голый и обкуренный, нашелся в Вайоминге — а это даже не соседний штат, — Филип Жерар сделал нового Даги (лучше прежнего — теперь он может говорить сам, а не повторять чужие слова), отправив его к Джейни-И и Санни Джиму. На этом события, в значении которых мы можем быть уверены, закачиваются. То есть и с ними все понятно не до конца — существует, например, чудесная теория, будто Купер, устав от борьбы со злом, сам отправился к Джонсам под видом Даги. Кроме того, когда Дейл встречает Найдо, на экране появляется его полупрозрачное лицо, как будто все, что мы видим дальше, происходит в его голове или как будто он смотрит тот же сериал, отражаясь в экране телевизора.
Судя по всему, Куперу удается уберечь Лору Палмер от гибели, но, когда они идут вместе через лес, та неожиданно исчезает
Но это, конечно, еще цветочки — главное начинается потом, когда Купер открывает ключом от номера 315 дверь в подвале гостиницы и встречается с Филипом Джеффрисом в его новом обличье. Дейл хочет спасти Лору Палмер и с помощью чайникоподобного бывшего коллеги отправляется в прошлое. Судя по всему, ему удается уберечь девушку от гибели, но, когда они идут вместе через лес, та неожиданно исчезает. Похоже, к этому приложило руку существо по имени Джуди, о котором говорит Гордон Коул и предупреждает Джеффрис: вероятнее всего, именно оно в первой серии растерзало любвеобильных юношу с девушкой, а в восьмой — породило Боба и насекомое, поселившееся в девочке. Чтобы не множить сущности, будем считать девочку Сарой Палмер, тем более что это кошмарная старушка как-то связана с Джуди, если не является ее инкарнацией: во втором эпизоде, сразу после того, как Купер чудом избежал встречи с кровожадным духом в стеклянном кубе, нам показывают Сару перед телевизором, на экране которого хищники терзают жертву, а теперь, когда агент спасает Лору, ее мать воет от ненависти и бьет пустой бутылкой по рамке с фотографией дочери. Рамка со стеклом разлетаются на кусочки, но снимок оказывается невредимым — и точно так же остается жива Лора Палмер, хотя ее прежний мир рушится и она перемещается в другую реальность.
В эту параллельную вселенную отправляются и Купер с Дайан, которая со своими красными волосами и черно-белыми ногтями кажется ожившим Вигвамом с его портьерами и узором на полу. Оказывается, слова Великана про число 430 и Ричарда с Линдой означало, что агенту и его бывшей секретарше нужно отъехать от Твин Пикса на 430 миль, чтобы оказаться в другом мире и самим стать другими людьми, которые будут теперь носить эти имена. После ночи в мотели и печального секса Дайан исчезает, оставив записку, в которой называет Дейла Ричардом, а сама подписывается Линдой и утверждает, что больше его не узнает. Агент действительно изменился — он, кажется, по-прежнему на стороне добра, но теперь холоден и жесток, словно собственный двойник, и даже почти равнодушен к кофе. Не случайно ночью Дайан закрывает ему лицо руками: уже второй раз она спит не с тем Купером, которого любит.
Эта история будет вечной, как будет вечным и женский крик — последнее, что мы услышим, прежде чем погаснет свет и начнутся титры
Наутро Дейл отправляется на поиски Лоры, которая, оказывается, живет в техасском городе Одесса (знаменитом, в частности, историей школьницы Бетти Уильямс, которую по ее собственной просьбе убил бывший бойфренд), работает официанткой в дайнере с подозрительным названием «У Джуди» и считает, что ее зовут Кэрри Пейдж. Дома у нее белая лошадь на полочке, автомат на полу и труп мужчины в кресле, так что она, не слишком поверив Куперу (правда, имена родителей, Сары и Лиланда, кажется, о чем-то ей говорят), с готовностью едет с ним через всю страну в Твин Пикс, подальше от местных кошмаров. Имя Кэрри вызывает ассоциации с сеявшей огонь и смерть героиней Стивена Кинга, фамилия Пейдж — то ли с Эллен Пейдж, которая сыграла в фильме «Леденец» нимфетку, пытающую педофила, то ли с Бетти Пейдж, королевой пин-апа, которую очень напоминала Патрисия Аркетт в линчевском «Шоссе в никуда». Возможно, в этом мире, куда Лору Палмер перенесла Джуди, все наоборот: не она страдает от мужчин, а мужчины становятся ее жертвами — откуда-то ведь взялся труп в ее доме. В любом случае, здесь царствует зло, и даже дом, где жили Палмеры, в новой реальности принадлежит Тремондам, причем купили они его у некоей миссис Чалфонт — этими фамилиями, как мы помним, называлась когда-то одна старушка, обитательница Вигвамов.
Тут явно начинается новый сон, причем неизвестно, узнаем ли мы когда-нибудь, чем он закончится и кто, собственно говоря, сновидец. Филип Джеффрис не зря показал Куперу, как знак Совиной пещеры превращается в символ бесконечности: все будет повторяться снова и снова, в разных временах, новых декорациях и с другими именами героев. Неважно, как будет называться этот сон — новый сезон «Твин Пикс» или как-нибудь иначе. Главное все равно остается неизменным: мужчина в дороге и две женщины — одна его любит и потому уходит от него, а другая никак не может его узнать, хотя много раз видела во сне. Эта история будет вечной, как будет вечным и женский крик — последнее, что мы услышим, прежде чем погаснет свет и начнутся титры. Может быть, это и есть тот самый секрет, который Лора Палмер шепчет на ухо Дейлу Куперу.