Пятьдесят оттенков силы. Как изменился мир «Звездных войн»
Главная проблема с этими франшизами — непонятно, откуда начинать рассказ про очередной фильм. С финала «Пробуждения Силы», где Рэй, девушка-мусорщик, все-таки находит Люка, вкладывая лазерный меч в его механическую руку? С изначальной трилогии, в которой Скайуокер обретает калеку-отца и тот, жертвуя собой, убивает Императора? С первого эпизода и истории мальчика-раба, которого приведут на темную сторону боль и ярость? К тому же кинолентами мир «Звездных войн» не ограничивается: есть еще неканонические телефильмы, анимационные сериалы, комиксы, игры, книги — эта вселенная расширялась последние сорок лет и скоро сравняется размерами с той, где мы блуждаем по сторонам силы самых разных оттенков, путая хламидии и мидихлориан. Накопившийся груз прошлого становится неподъемным и тянет на дно, в мягкий ил, сковывающий движения и не дающий идти вперед, тем более что ориентироваться в этой мутной взвеси уже невозможно. Кажется, что каждый новый фильм франшизы обречен пересказывать одни и те же истории: про сына и отца, ставших врагами, про учителя, безуспешно пытающегося убить ученика, и ученика, побеждающего учителя, про хорошего вора, про уничтожение неприступной крепости — ничего нового, все уже украдено до нас великими слепцами с чуткими пальцами.
Сдвинуть эту махину с места, поднять ее из болота, как поднимал свой корабль Люк под ворчливым руководством Йоды, было поручено Райану Джонсону, причем поначалу создается впечатление, что режиссер, за плечами которого было всего три полнометражных фильма, с каждой минутой увязает все глубже. «Пробуждение Силы» Абрамса показало мир, возникший после того, как Дарт Вейдер умер за наши грехи. Этот эпизод и без того был подозрительно похож на «Новую надежду», а «Последние джедаи» и вовсе кажутся ремиксом хорошо знакомых сюжетов.
Для начала повстанцы под предводительством Леи героически атакуют дредноут, если не формой, то содержанием напоминающий Звезду Смерти. Затем приходит очередь сироты Рэй, нащупавшей внутри себя Силу и теперь пытающейся поступить в ученицы к последнему джедаю, которым вместо юродствующего Йоды теперь стал депрессивный Скайуокер. Люк, страдающий от того, что вовремя не разглядел, в какое чудовище может превратиться его племянник, живет на секретной планете, бьет острогой рыбу, доит огромных морских коров и совершенно не расположен заниматься педагогический деятельностью. А сам племянник, одетый в черные доспехи Кайло Рен, продолжает поиски дяди, поскольку так приказал его непосредственный начальник, Верховный лидер Сноук, который выглядит даже болезненнее Императора. Ближе к концу фильма в игру вступает персонаж Бенисио дель Торо: взломщик-заика с золотым сердцем, согласившийся помочь Сопротивлению, на первый взгляд кажется достойным наследником Хана Соло — контрабандиста, променявшего деньги на славу.
Здесь, однако, самое время вспомнить, что Джонсон вообще-то снял «Петлю времени»: он знает, как обращаться с прошлым и умеет рвать замкнутые круги. «Последние джедаи», похоже, совсем не случайно напичканы цитатами: практически каждый из старых сюжетов режиссер выворачивает наизнанку. Тем самым он словно освобождает «Звездные войны» от бремени предыдущих фильмов и, отрекаясь от старого мира, стряхивает с ног песок Татуина. Уничтожение дредноута, как выясняется, было не самым умным поступком, правда о родителях Рэй оказывается довольно неожиданной, Кайло в ярости разбивает свою черную маску. Про остальное уже не расскажешь без совсем откровенных спойлеров, но в целом чуть ли не каждый персонаж оказывается не тем, кем казался. Кайло Рен того и гляди дезертирует из ситхов в джедаи, Рэй вполне способна занять его место на темной стороне, вице-адмирал Холдо ведет себя крайне подозрительно (с другой стороны, чего вы ждали от персонажа Лоры Дерн?), да и сам Люк Скайуокер, как выясняется, тоже не ангел — с возрастом начала сказываться дурная наследственность. И покрытая снегом планета, так похожая на ту, где была база повстанцев в пятом эпизоде, на самом деле кроваво-красная.
В этом мире больше нет однозначного разделения на черное и белое: появилось множество оттенков, пусть даже не все они радуют глаз. Потеряв однозначность и предсказуемость мифа, «Звездные войны», кажется, приобрели будущее. Правда, не для всех в нем найдется место, и понятно, что рано или поздно от старой гвардии останется один Чубакка, который будет бродить из серии в серию, порыкивая на молодежь и нянчась с очередными милыми зверушками, — должен же кто-то за всем этим присматривать.