Кинобизнесу нужна свежая кровь. О проблемах выхода фестивального кино в широкий прокат
В современном кинобизнесе молодым режиссерам приходится очень сложно. Когда заходит речь об интересах и защите российского кино, то на первое место выходят большие проекты с именитыми создателями. Государственная поддержка ограничена финансированием, но не популяризацией. Большинство кинотеатров имеют всего 2–4 зала, а значит, можно не рассчитывать на широкий прокат. Дистрибуторы тоже не берутся прокатывать такое кино, особенно когда легче и выгоднее выпустить в прокат уже упакованный в плане маркетинга европейский продукт. В итоге авторское российское кино надо выпускать либо с большими рисками, либо не выпускать в прокат вообще и ограничиться фестивальными показами.
В целом, выпуск фильма в прокат — это дорогое удовольствие: маркетинг, изготовление копий, выбор правильной даты релиза, которая позволит кинотеатрам поставить хотя бы несколько сеансов. А для того, чтобы фильм молодого режиссера смог найти свою аудиторию, на его продвижение надо потратить значительно больше ресурсов, чем на более массовый проект среднего качества.
Но если еще 5–7 лет назад у независимого российского кино практически не было шансов выйти в прокат из-за большого количества иностранного, очень востребованного контента, то с началом кризиса идей в Голливуде для таких фильмов появилось больше воздуха. Кроме того, стала меняться сама аудитория. Особенно столичная.
Во-первых, публика стала старше. Если раньше все создатели фильмов бились над тем, как завлечь взрослое поколение, то сегодня пытаются проникнуть в мобильные устройства, чтобы вытащить молодежь от 13 до 20 лет. Пресытившись сиквелами, ремейками и франшизами, публика стала искать более сложные, национально окрашенные проекты, стала более избирательной, сохранив при этом любопытство и желание увидеть, а главное, испытать что-то новое.
Маркетологи настаивали: название фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» надо менять. Но режиссер решил иначе и оказался прав
Молодость всегда нуждается в доверии и в шансе показать и проявить себя, поэтому в проекте «КАРО.Арт» мы решили запустить программу «Новое молодое кино», в которой постарались собрать максимально разнообразные вещи: от гротескных комедий и философского комикса (что вообще трудно представить себе в России) до привычных артхаусных семейных драм. Смотреть или нет — решать зрителю.
Сегодня отечественное кино — это в первую очередь Сергей Сокуров и Андрей Звягинцев, а также более понятный российскому зрителю Борис Хлебников, о чем свидетельствует недавний триумф фильма «Аритмия». Но уже звучат голоса и других авторов, чьи работы можно увидеть в нашей программе поддержки молодых режиссеров. При отборе фильмов кураторы программы отсмотрели огромное число дебютных фильмов. По итогам были выбраны лучшие и одновременно предельно разнообразные работы, в каждой из которых видна индивидуальность режиссера. Кто-то пришел в режиссуру из театра (Клим Козинский), кто-то — из актерской профессии (Ксения Зуева), кто-то учился у великих мастеров (Кира Коваленко — у Александра Сокурова, Александр Хант — у Карена Шахназарова), а якутский режиссер Дмитрий Давыдов был учителем начальных классов у себя на родине.
Каждый из этих авторов снимает в своем собственном жанре, который с трудом поддается классификации. Это и классическая драма («Близкие»), и философский кинокомикс («Тетраграмматон»), и артхаусная драма в духе Достоевского («Костер на ветру»), и искусная историческая ретродрама («Софичка»), и почти что народная комедия («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). Объединяет все эти работы только одно — индивидуальность и талант режиссеров.
Все работы были отмечены жюри различных киносмотров, а фильм Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» успел получить награды на кинофестивалях в Карловых Варах и на смотре «Окно в Европу» в Выборге. Кстати, относительно названия этого фильма разразилась очень оживленная дискуссия на «Кинотавре» во время одной из бизнес-конференций. Авторитетные маркетологи настаивали: название надо менять, кто сможет его запомнить/воспроизвести? Но режиссер решил иначе. И оказался прав. Сразу вспоминается история Бенедикта Камбербэтча, которому агент предложил сменить труднопроизносимую фамилию, а в ответ Камбербэтч сменил агента.
Участие в фестивалях — это хороший шанс для молодого кино, несмотря на то что есть распространенное заблуждение: большинство фильмов — победителей международных фестивалей — это фильмы, затрагивающие остросоциальную тематику. На самом деле, на том же Каннском кинофестивале предсказать победителя почти никогда невозможно. В Венеции в этом году победила сказка Гильермо дель Торо — известного голливудского визионера. И даже в Берлине — на самом политизированном фестивале мира — главный приз взяла любовно-маньеристская притча венгерки Эньеди «О теле и душе», в которой нет и следа ни политики, ни остросоциальной проблематики. А значит, задача сделать творчество молодых режиссеров доступным широким массам — тяжелая, но вполне выполнимая.