Страус расправил крылья
Фильмы, основанные на реальных событиях, — одно из величайших изобретений человечества. Прежде всего, можно от души покритиковать создателей за пренебрежение исторической правдой и неуважение к участникам событий. Например, здание Президиума Академии наук, эффектно возвышающееся на заднем плане в одной из сцен «Движения вверх», начали строить через пару лет после всей этой истории (а закончили вообще в 1990 году). Или вот бакенбарды у баскетболистов — они, конечно, присутствуют, но выглядят как-то жидковато для начала 70-х. Да и усов некоторые персонажи недосчитались.
Но главное достоинство таких картин — то, что можно смело пересказывать сюжет и выдавать финал, не опасаясь плача спойлерофобов и их зубовного скрежета. Наверняка есть люди, которые не слышали, как в финале мюнхенской Олимпиады 1972 года сборная СССР по баскетболу за три секунды доставила мяч от своего кольца к чужому, вырвав победу у американцев. Однако уже рекламная компания «Движения вверх» должна была свести их число до минимума.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Собственно говоря, история той игры всегда была готовым сценарием. Назначенный вместо великого Гомельского новый главный тренер Кондрашин, к которому с некоторым скепсисом относились и болельщики, и спортивные начальники. Сын Кондрашина, больной церебральным параличом. Александр Белов, у которого обнаружили саркому сердца. Модестас Паулаускас, литовец, который, похоже, действительно не слишком любил советскую власть. Вообще весь многонациональный состав сборной, где еще играли быстроногие певучие грузины, добродушный белорус и близорукий казах, был словно придуман для большого экрана. И это не говоря о самом факте победы над американцами, не знавшими поражений на олимпиадах. На аналогичный сюжет в Голливуде в свое время сняли фильм «Мираж на льду» — о том, как зимой 1980 года сборная США, составленная из студентов, обыграла непобедимую «Красную машину». Даже в русском переводе названия (в оригинале Miracle, то есть «Чудо») слышится какое-то недоумение: американцы тогда действительно совершили невозможное — так же, как и советские баскетболисты в 1972-м.
Победа получилась правильная: героическая, но корявая, эффектная, но до сих пор оспариваемая проигравшей стороной. И все-таки именно победа и кажется здесь лишней
В общем, учитывая успех «Легенды №17» (сценарист Николай Куликов участвовал в создании обоих фильмов), было бы даже странно не экранизировать такую историю. Хотя, конечно, без художественного вымысла все равно не обошлось: например, о болезни Белова, от которой он умер шесть лет спустя, тогда еще все-таки не было известно. В итоге, кстати, вдовы Владимира Кондрашина и Александра Белова даже подали в суд на кинокомпанию «ТриТэ». Причины их возмущения, тем не менее, несколько загадочны: на оскорбление памяти баскетболиста эта вольность никак не тянет, а другого криминала (не считая безобидной и едва ли выдуманной контрабанды) в картине, кажется, нет. Тем не менее в результате скандала тренера Кондрашина пришлось переименовать в Гаранжина, а невеста Белова превратилась из Овчинниковой в Свешникову.
Однако во всем остальном «Движение вверх» кажется весьма достоверным — авторам и деваться-то некуда от этого реализма. Тренер действительно приводит в сборную новых игроков — милого Едешко или героико-комический дуэт Коркии с Саканделидзе, — находит подход к строптивым звездам, добродушно кричит в раздевалке: «Расправьте крылья, страусы!» — и не перестает думать об оставшемся дома больном сыне. Спортивные функционеры действительно то помогают, то вставляют палки в колеса, постоянно названивая в Москву. И комментатор Нина Еремина действительно объявляет на всю страну о нашем поражении, когда вдруг выясняется, что для сборной СССР еще не все потеряно.
Однако как раз кинематографичность истории, на которой основан фильм, и становится главным недостатком «Движения вверх». В сущности, она вся состоит из сплошных штампов: и тренер-новичок, и его больной ребенок, и смертельно больной игрок, и потенциальный невозвращенец — вся эта историческая правда кажется чересчур голливудской. Даже сам матч, в котором мы сначала уверенно опережаем соперника по очкам, потом за три секунды до конца допускаем роковую ошибку и все-таки побеждаем за мгновение до финальной сирены, кажется слепленным по старым и поднадоевшим лекалам. Так в фильмах про единоборства герой уверенно начинает решающую схватку, но оказывается на полу и тем не менее находит в себе силы отправить противника в нокаут.
Режиссер Антон Мегердичев, конечно, справляется со всеми этими прописями на отлично (ну, иногда на «четыре с плюсом»): герои живут, слезы текут, шутки работают и комические персонажи вроде уличных баскетболистов вполне на своем месте. Да и сам баскетбол снят изумительно, за что отдельное спасибо оператору Игорю Гринякину, работавшему на «Адмирале», «Высоцком» и «Территории». Правда, финты, броски и прыжки выглядят несколько акробатично, но Мегердичев и не скрывает, что хотел показать игру более эффектной.
Есть надежда, что теперь, когда истории наших самых громких побед уже экранизированы, кто-нибудь выпустит и фильм про поражение — про прекрасных героических неудачников
Однако, несмотря на всю красоту, происходящее кажется уж слишком хрестоматийным. Несколько спасает положение сама история этих последних трех секунд: из-за технических проблем финальный отрезок пришлось играть три раза, и две первые попытки попасть в кольцо закончились для наших неудачей. Поэтому, кстати, американцы так и не признали результаты той игры, отказавшись получать серебряные медали. В общем, победа получилась правильная: героическая, но корявая, эффектная, но до сих пор оспариваемая проигравшей стороной.
И все-таки именно победа и кажется здесь лишней: фильму очень пошло бы на пользу, если бы сборная проиграла. Чтобы все жертвы, на которые шли тренер и игроки, оказались напрасными — по крайней мере, на первый взгляд. Поскольку штампы, конечно, штампами, но главные победы у героев произошли еще до того, как начался отсчет этих трех секунд. Кто-то вышел на паркет, несмотря на болезнь, кто-то отказался от сытой жизни в Европе, а кто-то преодолел свою чиновничью трусость. Однако жизнь глупее искусства, поэтому наши все-таки победили — ничего не поделаешь. Правда, есть надежда, что теперь, когда истории наших самых громких побед уже экранизированы, кто-нибудь выпустит и фильм про поражение — про прекрасных героических неудачников. Впрочем, у нас впереди чемпионат мира по футболу — может, и не придется ничего специально снимать.