Черный человек. О спектакле про серийного убийцу Чарльза Мэнсона
На сцене темно. Софиты медленно разогреваются, заливая деревянную квадратную сцену размером три на три метра. Сцена пуста, барабаны из динамиков играют нечто похожее на ритуальную музыку африканских племен. Чувствуешь — что-то должно произойти. Эта первая минута спектакля хорошо передает ощущение, которое вызывает главный персонаж спектакля Чарльз Мэнсон. Когда смотришь на фото, где он — уже пожилой заключенный калифорнийской тюрьмы, то думаешь: как этот человек с грустными глазами мог заниматься тем, чем занимался?
Из пола выскальзывает деревяшка, вслед за ней появляется рука, которая последовательно разбирает сцену. Убрав пять или шесть деревяшек, из-под сцены вылезает человек, похожий то ли на монаха, то ли на полярника: полностью завернут в белые одежды с воротником до ушей, на голове белая шапка и очки, на каждом из стекол изображено по кресту. За спиной «полярника» проекция на стене: человек, покрашенный черной краской, сидит на белом фоне.
«Полярник» — это и есть Мэнсон. Его роль исполняет Василий Буткевич, актер мастерской Брусникина.
«Сонм» — моноспектакль. На протяжении часа Буткевич рассказывает историю Мэнсона от первого лица. Иногда режиссер переключает внимание зрителей на видеопроекцию — «черный человек», также сыгранный Буткевичем, говорит от имени разных людей, участвовавших в жизни Мэнсона.
Режиссер спектакля Семен Ступин говорил, что «Сонм» — спектакль не о Мэнсоне, а о том, как формируется личность. «Наш спектакль — это не шоу, а духовная практика, попытка рассмотреть, изучить и проанализировать внутренние процессы каждого человека, — говорит Ступин. — Чарли (Мэнсон. — Прим. ред.) все-таки не сумасшедший. Мне кажется, он абсолютно здоровый. Просто таким образом сложилась его личность — из всего, что с ним происходило. Этим мы и занимаемся в спектакле: почему он таким стал? Как это случилось? И как бы нам не попасть в такую же ситуацию?»
Свой интерес к теме Буткевич объясняет так: «Я выпускник курса Дмитрия Брусникина (в Школе-студии МХАТ. — Прим. ред.). Года два назад Дмитрий Брусникин посоветовал каждому из нас сделать по моноспектаклю. Я стал думать, о ком или о чем сделал бы такую постановку я. И понял, что меня занимает вопрос: как нормальные в целом люди скатываются к патологии? У меня в голове созрела некая галерея из семи персонажей — самых известных маньяков и убийц всех времен и народов. Ставить про всех — жизни не хватит, но я решил начать с самого, скажем так, известного».
Под конец спектакля Буткевич от имени Мэнсона читает монолог о любви, освобождении от эго и от страданий, об ответах, которые он может дать любому подростку, сбежавшему из дома и не знающему, что ему дальше делать. Актер берет таз с черной краской и начинает закрашивать свое тело.
— Я обратился к Богу. Это было очень сильное переживание для тринадцатилетнего мальчика. Я просил не богатства — только чтобы меня кто-то любил, — продолжает Буткевич монолог.
Руки постепенно скрывает черная краска, потом чернеет туловище и обритая голова. Буткевич заканчивает монолог рассказом о том, что он видит Христа, который говорит, что Мэнсон любим.
Из биографии Мэнсона известно, что спустя годы после этого видения он соберет хиппи-коммуну с добрым названием «Семья», которая совершит множество зверских убийств.
«Сонм» показывает, как из человека в белых одеждах Мэнсон стал «черным» человеком. И это — грустная история.
Билеты на спектакль можно приобрести здесь.